Изъятие арендованного земельного участка для муниципальных нужд

В перечень подлежащих изъятию вошел и земельный участок, принадлежащий Ш. При этом уведомление о принятом решении и о проведении его регистрации, проект договора купли-продажи земельного участка были направлены прежнему собственнику земельного участка Б.

Поскольку доказательств направления такого уведомления Ш. представлено не было, суд пришел к правильному выводу, что несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию земельного участка у собственника (пункт 3 статьи 279 ГК РФ), влечет за собой отказ в иске органу государственной власти о выкупе земельного участка.

(По материалам судебной практики Владимирского областного суда).

3.

An error occurred.

Например, при рассмотрении дела арбитражный суд установил совокупность условий для взыскания убытков в виде упущенной выгоды с учетом того, что сельскохозяйственное предприятие в результате изъятия земельного участка для государственных нужд лишилось возможности использовать его в предпринимательской деятельности.

В подтверждение размера упущенной выгоды предприятие представило отчет об определении рыночной стоимости упущенной выгоды от изъятия права на земельный участок, в основу расчета положены данные упущенной выгоды предприятия на 1 га посевной площади.

Факт несения истцом затрат на возделывание сельскохозяйственных культур был подтвержден документами бухгалтерского учета и отчетности, представленными в материалы дела.

Изъятие арендованного земельного участка для муниципальных нужд

Определяя размер причиненной изъятием земельного участка упущенной выгоды, суды принимали во внимание, что, по смыслу статьи 15 ГК РФ, упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, у которого изымается земельный участок, если бы изъятия не было. Поскольку упущенная выгода представляет собой неполученный доход, ее расчет, представленный истцом, как правило, являлся приблизительным и носил вероятностный характер. Однако судами при разрешении споров, связанных с возмещением упущенной выгоды обоснованно учитывалось, что это обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в иске.


Данные выводы судов соответствуют правовой позиции, сформулированной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г.

При этом:

  • если прекращается право бессрочного пользования юридического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды на максимальный срок (если он не установлен, то на 45 лет);
  • если прекращается право бессрочного пользования физического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости надела;
  • если производится досрочное прекращение аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды земли до завершения сроков, закреплённых в соглашении.
  • Рыночная стоимость построек, возведённых на участке и принадлежащих владельцу на правах собственности и иных правах.
  • Убытки, возникающие вследствие аннулирования права собственности.

При этом правообладатель имеет право на возмещение убытков, размер которых в случае спора определяется судом.

Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что применение норм, регулирующих изъятие земельных участков, распространяется и на случаи, когда для государственных или муниципальных нужд изымается земельный участок, переданный в аренду.

Поскольку судом было установлено, что на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности и переданном в аренду истцу, возведена автомобильная двухуровневая развязка, однако предварительного и равноценного возмещения истцу не предоставлено, суд, с учетом положений статей 15, 16, 1069 ГК РФ, удовлетворил заявленные требования о взыскании убытков.

(По материалам судебной практики Девятого арбитражного апелляционного суда)

Действующее с 1 апреля 2015 г.

Изъятие арендованного земельного участка для государственных нужд

Вниманиеattention
При этом обратим внимание, что сами органы местного самоуправления не осуществляют правомочий владения и пользования таким участком, а выполняют лишь правомочие распоряжения им путем продажи, предоставления в постоянное (бессрочное) пользование или передачи в аренду гражданам и юридическим лицам. Таким образом, в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд у арендатора (равно как и у землепользователя, и у землевладельца) происходит его переоформление из «неразграниченной государственной» собственности в федеральную, субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность. Отдельной проблемой, не урегулированной в законодательстве, является возможность изъятия публичных земельных участков из одной формы публичной собственности в другую (например, изъятие муниципальных земельных участков в федеральную собственность для строительства железной дороги).

Важноimportant
Если владельцы объявятся после завершения процедуры аннулирования права, они могут требовать возмещения из бюджета. Но для этого им придётся доказать своё право на надел и объяснить причину отсутствия своевременной подачи сведений о своём правообладании.

  1. Подписание решения об отчуждении органами местного самоуправления. Владелец земли должен быть уведомлен об этом в течение 10 рабочих дней с даты подписания резолюции. Также в этот период на официальном сайте муниципалитета публикуется информация о принятии документа, а владельцу направляется его копия заказной корреспонденцией (по адресу изымаемой земли).

Уведомление считается произведённым с момента принятия соответствующей корреспонденции либо её возврата отправителю. Если почтовый адрес собственника неизвестен, он считается поставленным в известность с даты публикации информации на сайте.

В представленной статье будет подробно рассмотрено, когда возможно подобное аннулирование прав частного лица на надел, в каком порядке это происходит, и чем грозит владельцу.

Земельные наделы изымаются из частной собственности в тех случаях, когда на месте их расположения планируется создание объектов для государственных нужд. Например, если местные власти собираются строить новую дорогу или расширять инфраструктуру, а земельный участок находится на территории, где запланированы работы, то производится его отчуждение в пользу государства.

Процедура изъятия земельного участка для государственных муниципальных нужд состоит из 2 этапов:

  1. Предварительного согласования месторасположения будущего объекта.
  2. Непосредственного изъятия надела.

На первом этапе участие собственника обязательно.

По нашему мнению, к арендатору земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной (далее — публичной) собственности, могут быть применены нормы ГК РФ и ЗК РФ об изъятии земельных участков для государственных (муниципальных) нужд, однако постановка вопроса о выкупе арендуемого земельного участка не обоснованна. Наличие подобных коллизий ГК РФ и ЗК РФ обусловило в научной литературе большую и продолжительную дискуссию. Представители цивилистической науки полагают, что предмет земельного права — это экология, мониторинг, кадастр — публично-правовые вопросы, а земельное право необходимо считать частью административного права [1, 2].

Под сомнение ставится само существование земельного права, водного права, лесного права как «искусственно поддерживаемых отраслей права» [3].
На наш взгляд, на арендаторов публичных земель должны распространяться те же правила об изъятии, что и для иных правообладателей (кроме правила о выкупе земельного участка). Проект же не упоминает не только об арендаторах, но и пользователях и владельцах, хотя по проекту Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации [13] «…право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком должны быть сохранены без установления какого-либо срока, на который они сохраняются, и без изменения их содержания. Однако такие права не должны возникать в будущем…».

В связи с этим остается открытым вопрос: если проект будет принят в предложенном для публичного обсуждения виде, как будет изыматься земля у владельцев и пользователей, какие у них будут гарантии, применительно к эмфитевзису и праву застройки (суперфицию) в проекте есть упоминание о том, что в случае изъятия земельного участка обладатели этих прав должны получить компенсацию в связи с досрочным расторжением договора. Однако что включает эта компенсация, из текста проекта остается непонятным. Проект содержит и ряд других «сырых», недоработанных норм, снижающих уровень гарантий прав как собственников, так обладателей иных прав (включая аренду) на земельные участки.
Подводя итоги, заметим, что в настоящий момент существует коллизия норм ГК РФ и ЗК РФ в части возможности изъятия земельного участка у арендатора для государственных и муниципальных нужд.
Сюда входит разработка документации по распланировке территории, создание проектов планируемых объектов. Все создаваемые документы должны рассматриваться и утверждаться уполномоченным органом, на что также требуется определённое время.

  • Подготовка и подача ходатайства муниципальному органу об изъятии надела от лица заинтересованной организации, либо разработка соответствующего решения, когда инициатором процедуры выступает государство.
  • Выявление собственников объектов изъятия (земли и возведённых на ней построек). Данный этап является новым в законодательстве и призван установить предполагаемых правообладателей, от которых нужно получить согласие на изъятие.
    Определённые сложности могут возникнуть с участками, полученными в бессрочное пользование или собственность до 1998 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *