15 16 год

Содержание

Когда начинается переходный возраст и как вести себя с ребёнком

15 16 год

Переходным, или подростковым возрастом называют длительный и непростой этап превращения ребёнка во взрослого человека. ВОЗ относит к подросткам детей и молодых людей от 10 до 19 лет.

Переходный возраст охватывает период полового созревания, или пубертат, однако не ограничивается им.

Ведь повзрослеть человек должен не только физически, но и психологически, а на это требуется больше времени.

Переход от детства к взрослой жизни делится на три этапа : ранний, средний и поздний.

Ранний подростковый возраст: 10–14 лет

У детей начинается половое созревание, которое сопровождается интенсивным физическим ростом и развитием половых признаков. У девочек гормональные изменения запускаются на 1–2 года раньше, чем у мальчиков, и длятся в среднем 3 года, а у их одноклассников — 4. Ключевое здесь — в среднем. В норме процесс занимает от 2 до 6 лет.

Как понять , что ребёнок вступил в фазу пубертата? У девочек в первую очередь набухает грудь, чуть позже наступают месячные. У мальчиков увеличиваются яички. И у тех, и у других появляются первые волоски на лобке.

В раннем подростковом возрасте дети живут сегодняшним днём. Они пока не умеют устанавливать причинно‑следственные связи между своими действиями и далекоидущими результатами. В эмоциональном плане школьники часто испытывают перепады настроения. Постепенно расширяется их круг общения: они выходят за рамки семьи и близких друзей, охватывая различные группы ровесников.

Средний подростковый возраст: 15–17 лет

Половое созревание завершается: физически тинейджеры могут продолжить род, но психологически они ещё не готовы к родительству. У девушек замедляется рост, а у парней он всё ещё бывает интенсивным.

Молодым людям уже удаётся решать сложные проблемы, они умеют заглядывать в будущее и планировать его. Им хочется оторваться от семьи, но в то же время необходимы родительская поддержка и чувство безопасности, которое дают им родные стены.

Центром социальной жизни становится компания сверстников. Подросток очень зависим от мнения друзей, они же часто становятся для него основными авторитетами. 

Поздний подростковый возраст: старше 18 лет

Согласно разным источникам, этот период может длиться до 21 года и даже до 24 лет.

К его завершению молодые люди начинают мыслить рационально, обретают эмоциональную стабильность и настоящую, а не мнимую независимость.

Они способны строить свою жизнь самостоятельно, без помощи родителей, и в своих решениях опираются на себя, а не на мнение друзей. К слову, многие так и застревают в позднем подростковом периоде на всю жизнь.

Каковы особенности детей переходного возраста

На тинейджера обрушивается двойная нагрузка: с одной стороны, его штормит от гормонов, с другой — он взрослеет психологически и отрывается от семьи. В мозге у подростков происходит настоящая революция, которая выражается в следующих поведенческих особенностях .

Их очень смущают пристальные взгляды

Тинейджеры чувствуют беспокойство, если знают, что за ними следят ровесники или родители. Они могут даже вспотеть от напряжения.

Они принимают невыгодные решения под влиянием компании

Подростки в возрасте 13–16 лет не так уж склонны рисковать, находясь наедине с собой. Другое дело — в компании сверстников. Они скорее нанесут себе вред, чем ударят в грязь лицом перед другими. Причём такое поведение наблюдается и в более позднем возрасте — вплоть до 21 года.

14 лет называют самым опасным возрастом: подросток как никогда склонен рисковать и принимать необдуманные решения под влиянием ровесников.

У них ухудшается память

Некоторые исследования показывают, что в период с 12 до 14 лет подросткам сложнее даётся запоминание, и в результате может упасть успеваемость. Возможно, это происходит из‑за гормональной перестройки.

Их не мотивируют наказания

Нейропсихологи установили , что в возрасте от 12 до 17 лет наилучшим стимулом к хорошей учёбе выступают поощрения. А вот к наказаниям тинейджеры гораздо менее восприимчивы, чем люди в возрасте 18–32 лет.

Они находятся в поиске себя

Отсюда — склонность экспериментировать с внешностью: красить волосы, делать татуировки, вызывающе одеваться.

Как общаться с подростком

Переходный возраст нельзя отменить. Ваш ребёнок взрослеет, отдаляясь от вас, и это нормально. Готовьтесь постепенно отпускать его, поощряя попытки тинейджера найти себя и быть самостоятельным.

Вспомните себя в этом возрасте

Наверняка вы не были ангелом и здорово потрепали нервы собственным родителям. Если снова ощутите себя подростком, вам будет проще наладить мосты с ребёнком, которым управляют гормоны и мнение ровесников.

Поддерживайте увлечения ребёнка

Если подросток охотно разговаривает с вами о том, что его увлекает, — отлично. Значит, несмотря на гормональные бури, между вам сохранилась связь. Идеально, когда вы разделяете его хобби: вместе создаёте мультики на компьютере или играете в футбол. Но это совсем необязательно. Достаточно проявлять уважение к его выбору и искреннюю заинтересованность.

Помогите ему справиться с новым телом

Подростку непросто совладать со своим новым телом, которое слишком быстро меняется. Никогда не критикуйте его внешность. Наоборот — помогите тинейджеру принять и полюбить нового себя. Поддерживайте его самооценку, не сравнивайте с другими людьми. Поощряйте занятия спортом, а лучше — ходите на стадион или в спортзал вместе.

Не доставайте расспросами и советами

Подростков часто раздражают чрезмерная опека, назойливые советы и разговоры, похожие на допросы: где был? Чем конкретно вы занимались с друзьями? Что с тобой не так? Если ребёнок отвечает неохотно и односложно, смените тактику.

Меньше говорите, больше слушайте и давайте тинейджеру возможность высказаться. Выстраивайте диалог с ним, как с умным взрослым человеком, чьё мнение вам важно.

В обществе принято демонизировать тинейджеров. Нам не нравится, что дети, которые ещё вчера исполняли наши команды, вдруг начинают бунтовать и становятся независимыми. С этим трудно смириться.

Сара-Джейн Блэкмор, автор книги «Изобретение самих себя. Тайная жизнь мозга подростков»

Позволяйте совершать ошибки

Ослабьте контроль и перестаньте всё решать за подростка. Вы можете дать совет, рассказать о возможных последствиях неправильного шага, но позвольте тинейджеру ослушаться и набить свои шишки. В большинстве случаев он сможет извлечь урок. Только ни в коем случае не добивайте его фразой: «А я же говорил(а)…»

Чаще обнимайте

Каким бы колючим и отстранённым ни казался подросток, он периодически нуждается в телесном контакте с родителями. Объятия — это сигнал о заботе и безопасности. Единственное, не стоит лезть с нежностями на людях, особенно при ровесниках. Оставьте их для домашнего общения.

Принимайте тинейджера таким, какой он есть

В принципе, это правило касается общения с любым человеком, а не только с подростком. Не пытайтесь переделать его в соответствии со своими установками и взглядами. Он — отдельная личность, которую вы любите несмотря ни на что.

Источник: https://Lifehacker.ru/perexodnyj-vozrast/

Психология подростков 14 16 лет – что надо знать родителям

15 16 год

В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём.

Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность.

Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде.

У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Этапы взросления

  1. Ребёнок, взрослея, проходит три временные этапа.
  2. Первый этап – детство. Длится оно примерно до наступления 11 лет.
  3. Второй этап – младший подростковый. Его временной отрезок – от 11 до 14 лет.

  4. И, наконец, третий этап взросления человека – старший подростковый, располагающийся в промежутке от 15 до 18 лет.

  5. Между вторым и третьим этапом взросления находится промежуточный, не выделяемый специалистами-психологами в отдельный, средний этап – с 14 до 16.

    Психология подростков – основные моменты

Говоря об этой категории детей, необходимо отметить, что разделение по этапам взросления достаточно условно.

В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка – юноши или девушки – является наиболее сложным в жизни.

Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.

Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом.

В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права.

Следствием чего становится проявление двух противоречий –  принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.

Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Проявление фантомного чувства взрослости

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос.

У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии.

Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.

Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Возможное возникновение школьной дезадаптации

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него.

Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал.

Кроме того – это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.

Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

Изменения когнитивной сферы подростка

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.

Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Фантомное чувство взрослости

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.

В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег.

Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены.

Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.

В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Возникновение школьной дезадаптации

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.

Школьная дезадаптация – основные признаки

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.

Источник: https://detki.guru/psihologiya-rebenka/psihologiya-detej-14-16.html

Переходный возраст у мальчиков: что нужно знать родителям?

15 16 год

Переходный возраст у мальчиков – это резкий скачок в физиологическом и психологическом развитии, который связан с внешними и внутренними изменениями мальчика.

В этот период мальчики постепенно превращаются в мужчин, и этот непростой процесс связан с появлением многочисленных вопросов и проблем во взаимоотношениях со взрослыми и ровесниками.

В этой статье мы расскажем, как уберечь ребёнка от кризисов, связанных с переходным возрастом, и как помочь вашему сыну справиться с появляющимися переменами.

КОГДА НАЧИНАЕТСЯ ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ У МАЛЬЧИКОВ?

Первые признаки переходного периода у мальчиков начинают проявляться в 9-13 лет. На то, в каком возрасте мальчик столкнётся с физическими изменениями, влияет множество генетических, внутренних и внешних факторов. Среди этих факторов можно выделить: генетику, климат, общее здоровье, национальность, наличие патологий и пр.

В связи с обилием различных условий, сложно определить конкретно, когда стартует и закончится переходный возраст у мальчиков в целом. Одно можно сказать точно, если вы достаточно внимательны и тесно общаетесь с ребёнком, то вы этот период не пропустите.

ПРИЗНАКИ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА У МАЛЬЧИКОВ

Переходный возраст у мальчиков также называют пубертатным, это связано с тем, что именно в это время у мальчишек начинается половое созревание.

Первые явные признаки переходного возраста проявляются именно в связи с акцентуацией вторичных мужских половых признаков, и только потом изменения затрагивают психологическую составляющую личности.

Давайте разберёмся с общими проблемами, возникающими в разные этапы переходного периода, а затем перейдем к конкретным возрастным признакам и вопросам, связанным с ними.

ПЕРИОД ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА У МАЛЬЧИКОВ

Жизнь каждого мальчика в плане физиологических и психологических изменений можно разделись на три этапа, на каждом из которых родители столкнутся со своим набором типичных проблем.

Первый этап – подготовительный, на этом этапе организм мальчика накапливает необходимые материалы для дальнейшего развития.

Наличие этого этапа обуславливает довольно распространённую ситуацию, когда мальчик к 10-11 годам сильно набирает в весе, становится спокойнее, а к 14 годам резко «вытягивается» и становится более резким в общении.

Второй этап – пубертатный, это тот самый переходный возраст, который характеризуется многочисленными изменениями, происходящими с организмом.

Повышенная возбудимость и раздражительность характерна для этого периода в основном потому, что физиологические изменения неизменно влекут за собой психологические, которые требуют своеобразной «обкатки», перед тем как начать функционировать в полную силу и без перебоев.

На этом этапе родителям нужно проявить заботу и терпение, ведь многие черты характера, которые могут казаться вам резкими или неподобающими воспитанному сыну могут быть вызваны именно физиологическими изменениями, продираться через которые в одиночку не так-то просто.

Третий и финальный этап – постпубертатный. Этап характеризуется в первую очередь появлением влечения к противоположному полу и осознанием собственного сексуального начала.

Связано это с тем, что изменения, произошедшие с мальчиком в пубертатный период, уже встроились в системы работы всего организма и начали функционировать, а одним из главных изменений было окончание формирования половых признаков и репродуктивной системы.

Поэтому на этом этапе мама и папа мальчика столкнутся с повышенным вниманием к девочкам и вытекающими из этого проблемами. Возвращаясь к переходному периоду у мальчиков, давайте рассмотрим конкретные изменения, которые происходят с их организмом.

ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ В 10-12 ЛЕТ

В этот период у мальчиков увеличиваются в размерах яички и половой член, начинает появляться растительность на лобке, организм ещё только «раскачивается», уже запустив процесс изменений, но ещё не в полную силу.

Именно в этом возрасте детям становится интереснее проводить время с ровесниками, чем с семьей. Можно заметить проявления первой агрессии и детской жестокости.

ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ В 13-14 ЛЕТ

В это время у мальчиков начинает ломаться голос из-за роста хрящей, увеличения ых связок и мускулов в горле. Продолжается активный рост волос по всему телу, формируются волосы над верхней губой.

Именно в этот период происходит скачок в росте, становятся шире плечи. На коже появляется сыпь, это связанно с тем, что в силу вступают разные гормональные комплексы.

Это абсолютно нормальное явление, и о нём стоит рассказать ребёнку, чтобы это его не пугало и не стыдило.

ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ В 15-16 ЛЕТ

Примерно в это время проходит ломка голоса и тембр становится ниже. Этот период характеризуется активным самоопределением подростка, желанием проявить и похвастаться собственными силами, ловкостью, скоростью.

Именно в этот этап начинает активно происходить изменение нравственных ориентиров, системы оценки. Строится фундамент самостоятельной личности, которой необходима определенная жизненная цель и стремления.

Этот этап развития особенно сложный с психологической точки зрения, у подростка частые перепады настроения, нежелание учиться, чрезмерное желание к самостоятельной жизни без вмешательства извне.

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА В 17-18 ЛЕТ

Это финальный этап изменений: половое созревание постепенно завершается, темп роста позвоночника и тканей заметно уменьшается, особенно усиливается тяга к противоположному полу, т.к. это уже постпубертатный период развития.

Этот период совпадает с окончанием школы, появлением новых обязанностей и необходимости к самоопределению и выбору своего пути в будущем. Именно сейчас подросток начинает осознавать себя как юноша, как один из двигателей общества.

На этом этапе особенно важно умение родителей беседовать с ребёнком и уметь направлять его мысли в нужное русло.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Родители часто думают, что переходный возраст должен протекать с минимальным вмешательством с их стороны, доказывая это тем, что иначе ребёнок не сможет развить собственную точку зрения на окружающий его мир и подготовиться к жизни в нём.

Это утверждение крайне опасно для ваших детей и вас самих. Если вы хотите, чтобы они выросли полноценными личностями, благодарными за хорошее воспитание.

Вмешательство родителей в процесс становления подростка, как личности – необходимо, главное не переступать границы обоюдного доверия.

Общение с отцом. В пубертатный период для мальчика очень важную роль играет отец. Именно папа обладает необходимым авторитетом и опытом, чтобы объяснить мальчику, что происходит с ним на данном этапе и почему это важно. Таким образом, общаясь с отцом, мальчик не только будет увереннее себя чувствовать в процессе всех изменений, происходящих с ним, но и будет перенимать социальную модель отца, мудрого человека, который всегда может обсудить с сыном любую проблему.

  • Найдите ребёнку хобби. Этим стоит заняться ещё до наступления пубертатного возраста, чтобы в ключевые моменты физического и психологического развития у мальчика всегда была возможность выместить излишек энергии в благоприятное русло, а не в криминал или зависимость от компьютера или наркотиков. Правильно и своевременно выбранная спортивная секция поможет вашему ребёнку не только вести более здоровый образ жизни, но и сформирует его тело и дух таким образом, что он будет вам благодарен ещё долгое время.
  • Вовремя определите уровень свобод для мальчика. Одним из ключевых параметров становления настоящего мужчины является сила воли и умение самостоятельно принимать решения. Если вы вовремя разграничите для себя те области жизни, в которые вы не будете вмешиваться, и предоставите ребёнку возможность самому решать те или иные задачи, то вы поможете ему в развитии вышеперечисленных мужских качеств. Например, выдавая карманные деньги ребёнку, решите, будете ли вы контролировать то, куда он их тратит, или не будете. Обговорите семьей, может ли ваш ребёнок приводить домой гостей и на каких условиях и т.д. Главное – не забывайте, что доверие очень легко разрушить, и обещая ребёнку что-либо, вы тем самым заключаете с ним доверительное соглашение, которое обязуетесь выполнять. Нарушая его, не удивляйтесь, что отношение ребёнка к вам меняется в худшую сторону.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/amakids/perehodnyi-vozrast-u-malchikov-chto-nujno-znat-roditeliam-5d10a242ddbc2700af11953e

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.