Кража транспорта

Содержание

Уголовно-правовая характеристика кражи автомобиля, мотоцикла и других ТС

Кража транспорта

В статье мы подробно рассмотрим кражу различных видов транспортных средств. Зачастую такие преступления происходят в ночное время, так как преступник стремится не быть пойманным и как можно тщательнее скрыть совершаемые действия.

Чтобы узнать больше, подписывайтесь на наш Телеграм-канал — https://t.me/lawprotects.

Кража авто и других транспортных средств (ст. 158 УК РФ)

Кража автомобиля (статья 158 УК РФ), т.е. неправомерное завладение машиной или иным транспортным средством с целью хищения, по субъективным и объективным признакам состава не отличается от кражи любого другого чужого имущества.

Однако чтобы рассматривать действия лица как кражу транспортного средства, необходимо получить положительные ответы на следующие вопросы:

  1. Имеются ли в действиях лица признаки хищения, перечисленные в Примечании к ст. 158 УК РФ?

    Если ответ отрицательный, то это не хищение, следовательно, не кража.

  2. Являются ли действия лица тайными? Полагает ли он, что действует незаметно?

    Если нет, то это не тайное хищение, а, возможно, открытое — грабеж. Также может быть и разбой, и угон.

  3. Преследует ли лицо корыстную цель? Желает ли лицо присвоить транспортное средство, чтобы в дальнейшем распоряжаться им по своему усмотрению?

    Если ответ отрицательный, то это угон, так как лицо не преследует цель похитить имущество.

  4. Является ли похищенное транспортное средство чужим для лица?

    Если нет, то возможно это самоуправство (ст. 330 УК РФ).

Если все ответы положительные, то можно говорить о том, что лицо совершило тайное хищение транспортного средства. Если ответ хотя бы на один вопрос отрицателен, то это не кража.

Рассмотрим возможные квалификации:

  • Иван возвращается домой и видит припаркованную машину. Он взламывает замки и садится в нее, после чего везет машину в свой гараж. Иван совершает данное преступление, так как у него нет денег на автотранспорт, но он очень хочет собственный. Действия Ивана будут квалифицированы по ст. 158 УК РФ как кража, так как на все поставленные вопросы был получен ответ «да».
  • Иван просто заезжает в магазин и оставляет автомобиль на парковке. Так как у Ивана нет цели присвоить транспортное средство, мы не можем говорить о краже. Он будет привлечен к уголовной ответственности по ст. 166 УК РФ за угон (без цели хищения).
  • Иван идет по улице и замечает, что собственник машины только что вышел из нее и забыл закрыть дверь. Иван подбегает к машине и на глазах изумленного водителя садится в нее и уезжает в неизвестном направлении. Дальше он продает автомобиль. Так как признака тайности в данном случае нет, речь идет об открытом хищении автомобиля — грабеже (ст. 161 УК РФ).
  • Иван проживает со своей женой. Во время совместного проживания жена купила автомобиль и оформила его на себя, однако вписала в полис ОСАГО своего супруга, чтобы он также мог ездить на ней. Иван, поругавшись с женой, поздно вечером сел в машину и уехал в другой город, а затем продал автомобиль.В данной ситуации автомобиль не является чужим для Ивана, так как у него есть временное право пользоваться им согласно ОСАГО. Однако продавая транспортное средство, он выходит за границы дозволенного ему законом. Поэтому его действия не могут быть квалифицированы как кража, а должны быть рассмотрены как самоуправство (ст. 330 УК РФ).

Какой транспорт может быть предметом преступления по этой статье?

Предметом кражи может быть признано любое транспортное средство, то есть такое устройство, которое предназначено для перевозки по дорогам людей, грузов и др.

К таким транспортным средствам относятся машина, мотоцикл, мопед, велосипед, самокат, автобус, маршрутка и др. В следующих разделах мы более подробно разберем кражу некоторых видов транспортных средств.

Основное требование к предмету кражи — транспортное средство должно быть чужим.

Например, если Иван похищает транспортное средство, которое он приобрел совместно с супругой в браке, то признать данное имущество чужим нельзя. Следовательно, вменять состав кражи Ивану нельзя.

Важно! Предметом угона транспортного средства могут быть только такие транспортные средства, на управление которыми требуется получение специальных категорий в правах: автомобиль, автобус, мотоцикл, мопед и др.

Рекомендуем к прочтению:

Кража мотоцикла

Кражи мотоциклов происходят реже, чем кражи велосипедов или самокатов. Это объясняется тем, что на некоторых мотоциклах стоят противоугонные системы, которые сложно взломать неподготовленному преступнику.

Мопеды являются менее мощными транспортными средствами, а их цена значительно меньше, чем цена мотоцикла, поэтому собственники зачастую на ставят никакие противоугонные системы и оставляют их без присмотра в гаражах, в общественных местах и др. Это и дает возможность преступникам тайно совершать их хищение.

Важно! Как кража не будут квалифицироваться действия лица, угнавшего мотоцикл без цели похитить его.

Достаточно сложно найти мотоцикл или мопед, стоимость которого не превышает 2500 рублей. Поэтому виновные зачастую привлекаются именно к уголовной ответственности.

Рассмотрим возможные квалификации:

  • Если стоимость мотоцикла не превышает 5 000 рублей, а также отсутствуют квалифицирующие признаки, то действия лица, похитившего транспортное средство, должны квалифицироваться по ч. 1 ст. 158 УК РФ.Зачастую такие кражи совершаются из гаражей или иных помещений, поэтому лиц привлекают к уголовной ответственности по п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ.Гумеров проникнул во двор потерпевшего, а затем открыл сарай, который был открыт. Из этого сарая Гумеров тайно похитил мотоцикл, стоимость которого составила 3 000 рублей. Гафурийский районный суд при вынесении приговора правильно квалифицировал действия Гумерова по п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ, так как он совершил кражу мотоцикла с незаконным проникновением в помещение (сарай).
  • Если цена мотоцикла варьируется от 5000 до 250 000 рублей, то действия лица должны быть квалифицированы по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, если своими действиями он причинил значительный ущерб потерпевшему.Квалификация по п. «в» ч. 3 ст. 158 УК РФ будет в том случае, если стоимость мотоцикла от 250 000 до 1 млн рублей.
  • Если лицо похитило мотоцикл, цена которого больше 1 млн рублей, то его следует привлекать к уголовной ответственности по п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ.

Следует отметить, что квалификация должна проводиться в зависимости от стоимости похищенного не только при краже мотоцикла, но и любого транспортного средства.

Рекомендуем к прочтению:

Источник: https://ugpravo.pro/vidy-prestuplenij/protiv-sobstvennosti/krazha/vidy/ts.html

Криминал в грузоперевозках, и в транспортной сфере в целом

Кража транспорта

Хищение груза, кража груза.
Факты: 
1) “Воровали, воруют и будут воровать” – о данном факте, каждый участник транспортного процесса должен помнить постоянно. 
2) Воры и мошенники есть везде.

Хищения происходят в любой стране по всему миру, не зависимо от экономического и политического развития.

 
3) Первое место, в статистике страховых компаний занимают страховые случаи, наступившие в результате противоправных действий третьих лиц. Делайте выводы.

Хищение груза, кража груза.

Факты:

1) “Воровали, воруют и будут воровать” – о данном факте, каждый участник транспортного процесса должен помнить постоянно.
2) Воры и мошенники есть везде. Хищения происходят в любой стране по всему миру, не зависимо от экономического и политического развития.

 
3) Первое место, в статистике страховых компаний занимают страховые случаи, наступившие в результате противоправных действий третьих лиц. Делайте выводы. 
4) Такие грузы как: бытовая техника и электроника, автозапчасти и автопокрышки, горюче – смазочные материалы, косметика и бытовая химия, средства гигиены, медицинская техника и препараты, алкогольная продукция, сигареты, строительные материалы – являются ценными грузами. Риск хищения таких грузов увеличивается многократно, о чем должен задумываться как грузовладелец, так и перевозчик. 
5) Чем сложнее грузоперевозка, какой, несомненно, является сложная мультимодальная перевозка, а также чем дальше расстояние транспортировки – тем выше вероятность хищения или мошенничества. 
6) Существование преступных группировок, так называемых охотников за дорогостоящими грузами, не является секретом. Смотрите криминальную хронику. 
7) Свои люди у данных группировок, есть как на пограничных переходах, так и на таможне, в ГИБДД . 

 Все это, только – верхушка айсберга…

Так какой же транспорт является самым криминально не безопасным? Данная информация легкодоступна из статистики МВД России, и стран СНГ. Она такова:

На первом месте – автомобильный транспорт.
На втором – железнодорожный транспорт. 
На третьем – морской транспорт. 
На четвертом – авиатранспорт. 

Почему именно в такой последовательности? Попытаемся разобраться.

Автотранспорт – самый мобильный и оперативный, потому один из самых востребованных. Перевозит широкую номенклатуру грузов, в том числе и ценных.

Автоперевозка, в основном проходит по не охраняемым трассам и дорогам. Машины в большинстве случаев перемещаются без охраны. Контроль за сохранностью груза, непосредственно осуществляет водитель, коих в машине один или двое. Многие мелкие перевозчики или частные предприниматели до сих пор экономят на международной связи, GPS навигаторах, не говоря уже об аппаратуре спутникового слежения. Расследованием преступлений на автотранспорте, занимаются обычные территориальные отделы УВД, которые, из-за различных объективных и не совсем причин (загруженность, не хватка людей), не могут обеспечить ни охрану автомобиля, ни оперативное и качественное расследование преступления. Особенно, если это касается частного, а не государственного перевозчика. Цена груза одной машины в среднем составляет от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч долларов. Хороший куш, не правда ли? Вывод: автотранспорт – самый не защищенный в криминальном плане вид транспорта.

  Железнодорожный транспорт.

Сетью железных дорог покрыты сухопутные территории всего мира, не говоря уже о странах бывшего союза. Объемы перевозок колоссальные для сухопутного транспорта. Номенклатура груза широчайшая. Но в криминальном плане, по сравнению с автомобильным транспортом, для преступников существуют определенные трудности. Железнодорожный состав, просто так, под видом работника ГИБДД не остановишь для грабежа в пустынной местности, так что бы об остановке состава не узнали на диспетчерском пункте ближайшей станции. Особо ценные грузы идут в сопровождении проводников. Для борьбы с хищениями на железнодорожном транспорте – непосредственно в странах СНГ, существует специально созданная для этого силовая структура – транспортная милиция. Криминал на железнодорожном транспорте имеет свою специфику, свои преступные группы, в которые входят непосредственно должностные лица и работники самой железной дороги.

Морской транспорт – тоже имеет свою специфику. Ценные грузы, в основном перевозиться в контейнерах. Хищения и вывоз товара, приходиться производить с охраняемых складов морских портов, что является дополнительной сложностью для преступников. Предотвращением мошенничества хищений, занимается линейный отдел милиции на морском и речном транспорте В зону обслуживания линейного отдела подпадают как причалы и водные акватории порта с находящимся на них судами, ремонтные мастерские, склады, строящиеся объекты, так и организации занимающиеся обслуживанием порта (транспортно – экспедиторские, стивидорные и другие компании.). Поэтому, на морском транспорте, хищения происходят тоже не без участия непосредственно работников портов.

Авиационный транспорт, по мнению как страховых так и транспортно – экспедиционных компаний, в силу специфики – является самым криминально защищенным. Авиационный транспорт дает практически 100% защиту от хищения груза в пути следования, но в момент загрузки – перегрузки. Также, в современных реалиях, в основном, все аэропорты охраняются не хуже военных объектов. Хотя, конечно и здесь существуют свои «неполадки в пробирной палатке».

Международные мультимодальные грузоперевозки – по определению, осуществляются с помощью всех этих видов транспорта, в различных сочетаниях. Поэтому и риск хищения груза, гораздо выше по сравнению с перевозками одним конкретным видом транспорта. Рассмотрим наиболее ходовые методы и способы хищения груза, с того или иного вида транспорта.

Автомобильный транспорт – хищения с охраняемых и не охраняемых стоянок, кражи и грабежи происходящие при остановках и стоянках на ночь в неосвещенных местах, на трассах – людьми переодетыми в форму ГИБДД, хищения и грабежи с помощью заранее устроенных засад в безлюдных и глухих местах. Часто хищениями занимаются сами водители транспортных средств, являясь наводчиками и членами преступных групп. Способы хищения – различны и многообразны. Просто угон автомобиля со всем товаром, разрезка тента и перекидывания ящиков в рядом стоящую машину преступников, отжим домкратами дверей с хищением части товара до которых могут дотянуться, демонтаж дверей с контейнеров, вскрытие с полной заменой пломб, на ходу, на подъемах, на сложных участках трасс при движении автомобиля с небольшой скоростью с использованием специальных лесенок и приспособлений. При ДТП, когда водитель не в состоянии обеспечить сохранность груза, товар растаскивают сами обычные участники дорожного движения.. Крупные преступные группировки просто нагло грабят, зачастую просто не оставляя свидетелей…

Железнодорожный транспорт – на сортировочных станциях, где происходит переформирование состава, в ремонтных мастерских, из открытых полувагонов на ходу в местах кратких остановок или уменьшения скорости.

Способы самые разнообразные, к примеру:

а) распиливают проушины крепления пломб, пломбы снимают не поврежденными, выгружают часть или весь груз, ставят пломбы на место, места распилов замазывают холодной сваркой и закрашивают под цвет вагона;
б) газосваркой вырезают отверстие в полу вагона, крадут груз, отверстие заваривают и закрашивают; 
в) просто съем или срез газосваркой дверей с вагонов; 
г) подъем крыши вагона в ремонтных мастерских и другие способы. 

Воровство на морском и речном транспорте, происходят в основном в портах. Воруют в крупном и особо крупных размерах, целыми контейнерами, или даже несколько контейнеров. В других случаях используют те же способы что и на железнодорожном транспорте. Съемы дверей с контейнеров, врезание отверстий в контейнерах с помощью газосварки и т.д.

Авиатранспорт, более – менее защищен от крупных хищений.

Все разнообразие способов и методов хищений с конкретного вида транспорта, в рамках данной статьи описать не возможно. В пору, выпускать отдельную энциклопедию, посвященную данной теме.

Еще одно слабое место, в международных транспортных перевозках, и особенно сложных мультимодальных транспортировок – это склады временного хранения, и терминалы на которых происходит перегруз, переупаковка груза. Хищениями занимаются рабочие, которые постоянно имеют доступ к разнообразному ценному товару. Владельцы данных складов и терминалов, как могут, конечно, бороться с данными фактами, но предотвратить воровство полностью не возможно.

Следует также заострить внимание на распространенных мошеннических схемах, используемых с целью хищения груза.

– Мошенники, на подставное лицо (к примеру – бабушку пенсионерку), регистрируют фирму однодневку, как бы, занимающеюся перевозками. Некоторое время, для вида, работают вполне честно и легально, используя наемный транспорт. Заключают договора, подписывают заявки, оформляют все сопутствующие документы. При этом, иногда работая даже себе в убыток, или получая минимальную прибыль. Затем, с появлением определенного количества постоянных клиентов, набирают, как можно большее количество заказов на перевозку, разумеется, с предоплатой за оказанные услуги. И уже на этой стадии мошеннической схемы, просто исчезают с деньгами.
– Другой вариант, данной схемы: используя ворованный или наемный транспорт – в основном частных предпринимателей, когда водитель используется в «темную», производиться хищение всего груза со склада грузоотправителя, с дальнейшим исчезновением, как груза, так и фирмы в неизвестном направлении. 
– Сговор водителя с грузоотправителем, когда часть товара заранее не догружается еще на складе, затем производиться инсценировка кражи из автомобиля, где ни – будь на неохраняемой стоянке. Ответственность за груз, таким образом, перекладывается на перевозчика или страховую компанию. 
– Пользуясь не внимательностью водителя, происходит скрытная загрузка груза с различными повреждениями в автомобиль, с целью сбыта не ликвидного товара. Доказать, что груз был поврежден еще до начала перевозки, бывает практически не возможно.
– Сговор водителя и грузополучателя, с целью возложить ответственность на перевозчика, и получить возмещение вреда, или страховку. 
– Сговор компании экспедитора и компании перевозчика с целью хищения груза под видом ограбления и так далее и тому подобное. 
Описать все возможные варианты мошенничества просто не возможно! 

Отдельный разговор, это потеря определенной части груза в результате деятельности пограничных, таможенных служб, а также автоинспекции. Особенно нужно выделить деятельность таможенных служб России и стран СНГ в целом. Не чистоплотные на руку граждане, поступающие на таможенную службу, получают практически не ограниченные возможности для оказания всевозможного давления, как на перевозчиков, так и на грузовладельцев. Что касается хищений определенной части груза, то со случаями задержек таможней вагонов и контейнеров под видом плановых и внеплановых проверок, рано или поздно столкнется любой грузовладелец. И надо быть готовым, к тому, что в результате данных проверок, многократных выгрузок и погрузок, пересчетов и сверок к грузополучателю не доедет часть груза. Особенно это касается грузов, которые принадлежат индивидуальным предпринимателям, перевозящихся на дальние расстояния, через территории различных государств. Доказать что хищение произошло на конкретной таможне, (складе СВХ) – а не где ни будь еще, в таких случаях практически не возможно.

К примеру – перевозка косметики и средств личной гигиены из Европы в страны Средней Азии, транзитом через территории стран СНГ, накануне 8-го Марта.

Как перевозчику, так и грузовладельцу следует знать, что в данный период времени, вероятность задержки грузов данной номенклатуры, как таможенными органами, так и всеми остальными контролирующими структурами, под видом \”плановой\”; \”дополнительной\” или \”какой либо другой\” проверки – возрастает многократно.

Как возрастает и общий риск хищения такого груза в пути следования в данный период времени. Исходя из вышесказанного, косметику, шампуни, краски для волос, и другие средства личной гигиены лучше всего, \”от греха подальше\”, закупать и доставлять грузовладельцу, заранее, за месяц – два, до наступления столь любимого всеми нами, женского праздника – 8-го марта.

О том, как можно сохранить груз при транспортировке, или хотя бы получить определенную компенсацию в случае хищения или повреждения груза, мы попробуем выяснить в следующей статье \”Как сохранить груз\”.

Администрация транспортного портала TranspotrMM, выражает надежду, на то, что вышеизложенная информация окажется для Вас полезной. 

Возврат к списку

  • Сайт “KlubOK.net – материалы об управлении и маркетинге” входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме “Менеджмент и консалтинг”

мотивация Пресс-релиз WMS «БУХта» строить и жить помогает! Распределительный центр «Рекорд» автоматизирован с помощью WMS-системы Российскому грузопотоку ничего не грозит Семечки и кольцо в носу Скорость общения и информация – слагаемые успеха Тест на «откаты» ТК Спецторг Логистический проект СК УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ЗАТРАТАМИ Холодильники нужны больше всех

Источник: https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/57920/

Кража груза при перевозке: мошенники, судебная практика, ответственность водителя, действия перевозчика, кто потерпевший, статья, ржд, экспедитора

Кража транспорта

Каждые несколько часов в РФ фиксируется кража груза при перевозке автомобильным транспортом. Эта проблема достигла очень серьезных масштабов. И поэтому мы подготовили статью, отвечающую на следующие вопросы:

  1. Как избежать потери груза или минимизировать проблему.
  2. Где, как и кто совершает кражи.
  3. Какая сторона несет ответственность при пропаже имущества.
  4. Как добиться справедливости в суде.

Статья содержит советы от экспертов и данные на основе статистики МВД.

Характер проблемы

Кражи грузов при перевозке — это распространенное преступление. Виною тому высокая уязвимость автотранспорта: водители часто останавливаются для дозаправки, приема пищи, отдыха. А любой перерыв в движении — это угроза для транспорта и имущества, особенно ночью.

Чаще всего воры взламывают тентованные прицепы на стоянках мотелей. Также кражи грузов проходят по следующим схемам:

  1. Подмешивание в еду или в напиток водителя снотворного для получения доступа к автомобилю.
  2. Маскировка под сотрудников полиции для остановки транспорта и удаления водителя из кабины.
  3. Провоцирование ДТП с последующим угоном грузовика.

Интересный факт: похищение перевозимого имущества — это групповое, а не индивидуальное преступление. В “деле” принимает участие организатор, исполнители, осведомитель… Нередко мошенники прибегают к помощи третьих лиц: “жриц любви”, сотрудников мотелей, заправщиков…

Львиную долю преступлений совершают сотрудники транспортных компаний. Они воруют в небольших масштабах, но на постоянной основе. Это приводит к огромным убыткам в долгосрочной перспективе.

Как защитить груз: рекомендации для водителей

Перевозчик не должен сообщать третьим лицам информацию о своем маршруте или перевозимых товарах. Ему следует останавливаться только при исключительной нужде и придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Не заводите новых знакомств во время доставки имущества.
  2. Внимательно следите за своей едой и напитками.
  3. Останавливайтесь в мотелях с хорошо освещенной территорией и положительными отзывами.
  4. Полностью откажитесь от алкоголя и других веществ, вызывающих сонливость или уменьшающих внимательность.

При обнаружении грабителей немедленно вызывайте полицию. Не пытайтесь обезвредить их своими силами!

Как распознать преступников

Злоумышленников можно определить по необоснованному интересу к маршруту транспорта и навязчивым предложениям выпить/пообщаться. Особую опасность представляют грабители, маскирующиеся под сотрудников ДТП. Из-за тяжести преступления, они редко оставляют свидетелей в живых. Их можно опознать по одному из следующих признаков:

  1. Обувь гражданского образца.
  2. Слишком маленькая или слишком большая форма.
  3. Отсутствие головного убора и нагрудного знака.
  4. Жезл необычной формы, цвета, размера.

Запомните: в ночное время настоящие сотрудники ГИБДД останавливают машины только на стационарных постах. Они работают в парах и имеют служебные автомобили с полицейской раскраской и проблесковыми маячками.

Где и как совершается большинство краж

Чаще всего грузы воруют на терминалах и в местах временного складирования имущества. В странах СНГ кражи распространены на таможенных и пограничных постах. В них принимают участие “пограничники”, злоупотребляющие служебным положением.

Большинство небольших краж совершается во время погрузки/выгрузки товара. Для крупных грабежей используются изощренные мошеннические схемы. Пример: на номинального директора регистрируется транспортная компания.

В первое время она хорошо выполняет заказы, сдает отчетность, выплачивает налоги. Но в один прекрасный день фирма берет максимальное количество предоплат и выводит все деньги в офшор.

Нужно ли говорить, что в таких ситуациях бессмысленно обращаться в суд? Для предотвращения подобных проблем сотрудничайте с надежными компаниями.

Кто ответственен за имущество

Ответственность за потерянный груз несет перевозчик (при условии, что иное не указано в контракте). Но если транспортная компания сможет доказать, что хищение произошло без ее участия, она освободится от ответственности. Впрочем, такие случаи бывают редко. Да и перевозчики часто предлагают компенсировать убытки, чтобы сохранить хорошую репутацию.

Важно: если в договоре о транспортировке присутствует экспедитор, он разделит часть ответственности. Но на него нельзя полностью “повесить кражу” — только солидарную ответственность с компанией-перевозчиком. По крайней мере, такова судебная практика в России.

Ответственность за украденное имущество устанавливают правоохранительные органы. В ходе следственных действий они определяют, кто потерпевший. Изредка полиции удается вычислить грабителей, но организаторы краж в 99% случаев избегают наказания.

Определение виновника в международных перевозках

В международных перевозках степень вины определяют в соответствии с “Конвенцией о договоре перевозки груза”. Этот документ частично или полностью освобождает перевозчика от ответственности за груз при следующих обстоятельствах:

  1. Имущество пропало из-за непреодолимых обстоятельств: пожар, землетрясение, военное положение и т. д.
  2. Порча или хищение товара по вине отправителя, экспедитора или получателя. Например: неправильное инструктирование, упущение важных деталей, сознательный обман.
  3. Груз изначально имел дефекты, снижающие его товарную стоимость.

Важно: окончательное решение о виновности/невиновности компании выносит судебная инстанция на основе пакета обработанных документов.

Кто и в каких обстоятельствах может рассчитывать на компенсацию

Отправители товаров могут возместить ущерб в следующих ситуациях:

  1. Похищение товара при перевозке между объектами одной компании. Пример: кража имущества, отправленного с оптового склада в розничную сеть.
  2. Условия транспортировки предусматривают послеоплату.

Грузополучатели могут требовать возмещения ущерба, если сделка предоставлялась по предоплате (полной или частичной). При страховании груза, потерянное имущество компенсируют страховые компании. Они всегда стремятся выяснить характер кражи и обращаются в суд при обнаружении малейшего нарушения со стороны отправителя, перевозчика или грузополучателя.

Как подтвердить факт похищения груза

Для открытия дела в правоохранительных органах требуется заявление руководителя пострадавшей компании или его доверенного лица. Также необходимо предоставить следующие документы:

  1. Договор на перевозку груза.
  2. Транспортная накладная.
  3. Счета-фактуры и другие “бумаги”, подтверждающие приобретение товара.
  4. Страховой полис (если имущество было застраховано).
  5. Регистрационные документы на транспорт.

Полномочия главы компании нужно подтвердить при помощи выписки из юридического реестра или других бумаг. При краже особо ценного имущества следует собрать экспертные заключения о стоимости груза. Еще одним важным документом является коммерческий акт. Он составляется во время приема товара и содержит следующую информацию:

  1. Модель и характеристики автомобиля.
  2. Наименование транспортной компании, ее контактные данные.
  3. Перечень доставленных товаров с артиклями.
  4. Объем недостачи, примерная стоимость украденного имущества.

Коммерческий акт составляется в произвольной форме. Его подписывают представители перевозчика и получателя имущества.

Выдвижение претензий

Прежде чем обращаться в суд, необходимо составить официальную претензию.

От обвинителя требуется уточнить количество и ценность пропавшего имущества в письменной форме и предоставить документы, подтверждающие эти данные.

Включая коммерческий акт, смету, контракт и прочие “бумаги” с информацией о пропавшем грузе. На основе претензии можно урегулировать спор в досудебном порядке. Эта частая практика в следующих случаях:

  1. Сумма ущерба сравнима с расходами на судебное разбирательство.
  2. Длительность судового рассмотрения не устраивает обе стороны.
  3. Желание продолжить сотрудничество и сохранить деловую репутацию.

Хорошо составленная претензия может использоваться как доказательство факта хищения или напротив, подтверждать неучастие в преступлении компании-перевозчика.

претензии

При составлении претензии необходимо уточнить следующие моменты:

  1. Полный перечень ошибок виновной стороны. Пример: пропажа части груза, доставка оставшегося имущества в испорченном виде, несвоевременное предоставление услуги и т. д.
  2. Характер претензий и их обоснование. Пример: компенсация за утрату груза, опоздание с доставкой, выдачу поврежденных товаров.
  3. Желаемая сумма компенсации за каждую ошибку виновной стороны. В этом же пункте указываются временные рамки выплаты денег.
  4. Номер расчетного счета и другие банковские реквизиты.

Также необходимо указать почтовый адрес, на который можно отправить ответ и уточнить дату составления документа. В претензии можно (но необязательно) указать и другую информацию. Ответчик обязан дать ответ в течение 30 календарных дней с момента получения документа.

Претензия подана, что делать дальше

Если пострадавшей стороне отказывают в компенсации, она подает заявление в арбитражный суд, работающий по месту регистрации ответчика. Решение о начале дела или отказе в рассмотрении претензии принимается в течение месяца.

При застрахованном грузе необходимо собрать документы, уточняющие масштаб и характер кражи, а также сумму расходов. Далее необходимо направить бумаги в страховую компанию и дождаться компенсации, соответствующей условиям полиса. Все дальнейшие действия по поиску вора ложатся на плечи “страховиков”. У них будет 365 дней, чтобы найти виновника и наказать его в суде.

Помните: В 95% случаев ответственность за доставляемый груз лежит на транспортной компании. Именно ей приходится компенсировать расходы при краже имущества или его исчезновении.

Для подтверждения своей невиновности, перевозчику нужно найти настоящих злоумышленников. Если будет доказана ответственность водителя за преступление, тогда убытки понесет он. Впрочем, виновных очень сложно обнаружить.

Полиция редко раскрывает такие преступления, а своими силами почти невозможно поймать преступников.

Масштабы проблемы

О тотальном воровстве в сфере автомобильных грузоперевозок говорят следующие факты:

  1. В Европе, Америке и Азии действуют сотни агентств, расследующих такие преступления. И их число продолжает расти.
  2. Значительная часть страховых компаний отказывается сотрудничать с автомобильными транспортными фирмами или предоставляет им услуги по особому тарифу. Подобные ограничения отсутствуют для РЖД и других типов транспорта.
  3. В арбитражных судах по всей стране хранятся сотни дел о кражах товаров, перевозимых грузовиками.

По статистике МВД РФ, примерно 50% таких преступлений не расследуются. Проблемы возникают уже при определении пострадавшей стороны. Даже действия перевозчика изучаются “спустя рукава”, а до поиска третьих лиц обычно и вовсе не доходит.

Кто в группе риска

Согласно данным правоохранительных органов, чаще всего воруют следующие грузы:

  1. Бытовая техника.
  2. Мобильные телефоны, планшеты и компьютеры.
  3. Косметология и парфюмерия.
  4. Замороженные продукты длительного хранения.
  5. Цветные металлы.

Итог: в зоне риска ходовые товары с длительным сроком хранения.

Как защитить свой груз

Защита от хищений товара ежегодно обсуждается на профильных конференциях и симпозиумах. Но несмотря на это, поставщики, перевозчики, получатели и страховщики до сих пор не выработали единой концепции к подобным преступлениям.

А потому всем сторонам остается лишь придерживаться следующих правил:

  1. Работайте с компаниями, имеющими многолетний опыт, хорошую репутацию, положительные отзывы.
  2. Страхуйте имущество, если есть такая возможность.
  3. Уменьшите количество остановок транспорта до минимума.
  4. Предпримите дополнительные меры безопасности во время погрузки/выгрузки товара.

Старайтесь перевозить грузы по будням. Во время выходных и праздничных дней преступники особо активны. А самое главное — надежно защитите информацию о перевозке груза. Чем меньше людей будут знать об маршруте и товарах, тем лучше.

Количество краж можно существенно снизить при установке защитных систем и найме охранных фирм. Но из-за ограничений бюджета, эти меры подходят сравнительно небольшому количеству компаний.

Подводя итоги

Кража автомобильных грузов — это серьезная проблема, но с ней можно бороться. Для минимизации расходов нужна правильная организация поездки, соблюдение правил безопасности, контроль погрузки и выгрузки товара. Не менее важен детально прописанный договор и готовность отстаивать свои интересы в суде…

Правила и порядок страхования грузов при перевозке.

Источник: https://gruz0perevozki.ru/krazha-gruza-pri-perevozke.html

На пороге цунами. Эксперт предупредил об увеличении количества хищений грузов – Дзен – АТИ, Центр: Система грузоперевозок

Кража транспорта

Ограничения, введённые из-за коронавируса, ударили не только по предпринимателям, но и по мошенникам, орудующим на рынке грузоперевозок. Теперь ограничения снимают, и преступники возвращаются на большие дороги.

По информации сервиса Impact, в апреле текущего года грузовладельцы потеряли из-за хищений около 16 млн рублей. Это не окончательная сумма: она увеличится, когда по учтённым делам будут вынесены судебные решения. Но вряд ли она достигнет показателей 2019 года: тогда грузоотправители из-за действий мошенников потеряли более 103 млн рублей, т.е. в 6 раз больше.

Инфографика: https://logirus.ru/

Ограничения снимаются, и вместе с предпринимателями возвращаются к работе мошенники.

В мае этого года убытки от краж в сравнении с мартовскими показателями увеличились троекратно и достигли 50 млн рублей.

Заместитель директора компании «Контроль рисков» Алексей Кожевников в беседе с журналистами портала Logirus поделился прогнозами и рассказал о самых распространенных схемах, которыми пользуются злоумышленники.

Популярные схемы

Алексей Кожевников отмечает, что 95% преступлений в сфере транспорта и логистики приходится на мошенничество. 

Среди многих видов хищения грузов наиболее распространенным является выгрузка в месте, не указанном в транспортной накладной.

Обычно водители, совершившие такое нарушение, рассказывают о звонках от неизвестных лиц, потребовавших разгрузиться на другом объекте (а иногда и вовсе на обочине трассы).

Второй по популярности способ мошенничества – подделка документов. Преступник может вклеить свою фотографию в чужой паспорт, приехать с ним на погрузку, забрать груз и исчезнуть.

Самый редкий способ хищения груза – обычная кража: вскрытие прицепа во время отдыха водителя или на ходу. Чаще чего такие случаи происходят вблизи районных и областных центров, в ночное время суток.

Инфографика: https://logirus.ru/

Коронавирусные ограничения способствовали снижению уровня преступности. Сыграли свою роль временные запреты на перемещение, введённые в некоторых регионах и усиление контроля на дорогах. Но сегодня ограничения отменяют, и количество инцидентов стремительно растёт.

Алексей Кожевников сравнивает ситуацию с цунами: сперва волна отступила, а теперь вновь готова захлестнуть рынок грузоперевозок.

“Доверчивый водитель”

В прошедшем 2019 году значительно чаще чем обычно использовалась уже знакомая многим перевозчикам схема с “доверчивым водителем”.

Злоумышленники, в распоряжении которых есть грузовик, предлагают своё транспортное средство экспедитору, обычно через интернет. Тот находит заказ и отправляет машину на загрузку.

Машина забирает груз и исчезает, а через несколько дней водитель выходит на связь и заявляет, что выгрузил груз в другом месте по требованию неизвестного лица, связавшегося с ним по телефону. .

Такая схема распространена, потому что экспедиторы в транспортных накладных зачастую указывают свои данные вместо данных перевозчика. 

Если информации о перевозчике в накладных нет (а указан лишь водитель как физическое лицо), то никакой ответственности в рамках ст. 796 ГК он не понесёт.

Для защиты от этой схемы необходим комплексный подход – активная работа службы безопасности, предрейсовые проверки водителей, тесный контакт с руководителями компаний-контрагентов, учет данных автомобилей.

Тем не менее, когда речь идёт о больших объемах перевозок (например, о нескольких сотнях ежесуточно загружаемых фур), риски существенно повышаются из-за человеческого фактора. Поэтому некоторые компании-грузовладельцы сознательно закладывают в бюджет возможность потери одной-двух машин.

В 95% случаев хищений грузовладельцы заключают договор транспортной экспедиции, а не перевозки. Следует помнить, что в соответствии со ст. 801 ГК лицом, оказывающим услуги, должная быть организация или индивидуальный предприниматель.

Однако на деле перевозчикам нередко отправляют заявку и физические лица. Кроме того, в соответствии со ст. 785 ГК заявку перевозчику может отправлять лишь грузоотправитель, но и на этот факт в нынешних реалиях часто закрывают глаза.

Между собственником груза и перевозчиком посредников бывает много – в практике Алексея Кожевникова есть случаи, когда их количество доходило до семи.
Мошенники могут обманывать нескольких предпринимателей, пользуясь одними и теми же поддельными документами.

Машина, за рулём которой сидит пособник злоумышленников, может “отправиться в рейс” Москва – Красноярск и в тот же день выгрузиться неподалёку от Москвы. У водителя остаётся без малого неделя на совершение новых преступлений. В 2017 году в Москве и Подмосковье была выявлена цепочка из пяти преступлений, совершенных по одним и тем же документам.

В 2019 году история повторилась – в том же регионе и с теми же самыми документами было совершено еще пять хищений.

Эксперт подчеркивает: когда дело доходит до суда, водители чаще всего проходят как жертвы мошенников, а не соучастники: именно поэтому их и называют “доверчивыми”. Сами же злоумышленники получают срок, выходят по УДО и продолжают свою преступную деятельность.

Разные грузы – разные схемы

Алексей Кожевников отмечает, что наиболее надежными перевозчиками являются компании с западным капиталом, в которых организованы отделы риск-менеджмента и отлажены бизнес-процессы. А вот в компаниях, где один человек выполняет функцию службы безопасности и риск-менеджера, риски всегда выше. По мнению эксперта, компании с российским капиталом являются менее надёжными. 

Во время коронавирусных ограничений чаще всего мошенники похищали медицинские маски. В целом же у преступников пользуются спросом продукты питания (28%) и металл (20%).

 

В разных категориях грузов используются разные схемы: к примеру, 50% похищений кондитерских изделий проводится с помощью поддельных документов.

Это объясняется относительной легкостью реализации хищения: украденный груз можно быстро переработать и переупаковать, а затем реализовать (нарушив при этом сроки и условия хранения).

Резюмируя, Алексей Кожевников напоминает: уровень преступности напрямую связан с экономической обстановкой в стране. Для того, чтобы повлиять на усугубляющуюся ситуацию, необходимо открыто говорить о проблеме и разбираться в её причинах. Эксперт уверен: эффективный обмен информацией в рамках единого стандарта может остановить надвигающееся на рынок грузоперевозок цунами. 

Источник: https://zen.ati.su/article/2020/06/30/na-poroge-cunami-ekspert-predupredil-ob-uvelichenii-kolichestva-hishcheniy-gruzov-181000/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.