Норматив по вывозу тбо

Содержание

Норма накопления ТБО (ТКО) на 1 человека в год

Норматив по вывозу тбо

В результате жизнедеятельности человека образуется огромная масса отходов, представляющих вред здоровью и экологии. Приблизительное количество – 400 млн. тонн в год.

Установление норматива накопления твердых коммунальных отходов в 2019 году позволяет регулировать сферу обезвреживания и утилизации, чтобы минимизировать вред окружающей среде.

Как вычисляется норма ТКО на 1 человека в год?

Согласно Постановлениям об утверждении государственных нормативов накопления твердых коммунальных отходов, к ТКО относятся:

  • утильсырье в жилых или общественных зданиях;
  • остатки сырья для отопительной системы после отопительного сезона;
  • палая листва на прилегающей территории;
  • крупные бытовые объекты, ставшие негодными или ненужными.

Размер норматива накопления ТБО на 1 человека рассчитывается, исходя из следующих факторов:

  • уровень благоустроенности здания, наличие мусоро-, водопровода, канализации, центрального отопления;
  • количество этажей;
  • сырье, применяемое для отопительной системы;
  • длительность отопительного сезона;
  • благосостояние города, имеющиеся учреждения.

Кто регулирует норму ТКО на 1 человека в месяц?

Главный нормативно-правовой акт об установлении четких нормативов накопления твердых коммунальных отходов – ФЗ «Об отходах производства/потребления». Другие законы, регулирующие эту сферу:

  • ФЗ №52 – устанавливает нормативы;
  • ФЗ №210 – регулирует расчет и изменение тарифов;
  • Постановление №155 – определяет правила вывоза ТБО;
  • Постановление №609 – отменяет систему перекрестных субсидий для вывоза мусора;
  • Постановление «О порядке предоставления ЖКУ»;
  • ЖК РФ.

СанПиН нормы накопления ТКО

В санитарных правилах об утверждении нормативов по накоплению твердых коммунальных отходов установлен ряд условий:

  • запрещено вынимать из контейнеров мусор, чтобы использовать как вторсырье;
  • мусорные контейнеры нужно ставить минимум в 20 м от жилых помещений;
  • если дом обслуживает определенная организация, раз в неделю она должна организовывать удаление отходов с территории;
  • баки должны мыться и обрабатываться минимум 1 раз в 10 дней.

Нарушение правил карается штрафом.

Норматив ТБО на 1 человека

Нормативы по накоплению ТКО на 1 человека подсчитываются региональными властями, исходя из длительности отопительного сезона, уровня потребления ресурсов, фруктов, овощей, категории жилфонда.

Большое значение имеет общий уровень благосостояния населенного пункта. В больших городах он выше, вывозимых отходов больше. Поэтому и годовой норматив на человека там значительно выше, чем в селе.

Ориентировочные нормы ТБО

Установленные нормативы накопления твердых бытовых отходов:

Категория жилфондаНорматив на 1 человека в месяцНорма накопления ТБО в год на человекаПлотность (кг/м3)
кг/месм3/мескг/годм3/год
Многоэтажные дома с канализацией16,666-23,3330,092-0,125200-2801,1-1,5220
Отходы из выгребов частного сектора0,166-0,272-3,251000
Обобщенные значения для зданий в городах21,666-250,108-0,042260-3001,3-1,5210

Нормативы для государственных учреждений в больших городах – порядка 50% от установленных для жилфонда.

Норма ТБО для организаций

Нормативы для организаций разрабатываются правительством. При этом учитывается допустимая концентрация веществ и отходов для предотвращения негативных последствий для экологии.

Ранее все предприятия должны были заводить документацию, отражающую вопросы образования отходов, а еще разрабатывать проекты управления ТБО. От этой обязанности были освобождены малый и средний бизнес.

Такие организации теперь оплачивают захоронение мусора на полигонах, эти деньги идут на снижение отрицательного влияния на экологию. Крупные промпредприятия по-прежнему должны ежегодно корректировать проекты по удалению ТБО. Они должны содержать такие сведения:

  • установление предельного объема ТБО;
  • нормативы с учетом класса опасности отходов, производственных мощностей, площадей;
  • экономическое обоснование отходов по всем направлениям деятельности;
  • допустимые способы обезвреживания мусора.

Нормативы определяют, применяя готовые формулы двух типов: устанавливающие предельный объем мусора на единицу выпускаемой продукции и рассчитывающие обновление, ремонт оборудования с учетом количества отходов и длительности эксплуатации. После подсчета показателей и подготовки необходимых документов проект передается в Росприроднадзор для регламентации.

Нормы ТБО от организаций и предприятий Москвы

Установлены следующие нормативы для столицы:

ОбъектЕдиница для расчетаНормы скопления мусора
кг/годкуб. м/год
Универсам1 кв. м2521,4
Киоск8665,09
Супермаркет1570,87
Рынок продовольственный3631,21
НИИработник1561,42
Банки750,62
Почта1040,95
Офисные помещения1311,19
Аптеки1 кв. м480,44
Больницыкойка4022,01
Пансионаты1691
Поликлиникипосещение120,07
Автосервисымашиноместо460,22
АЗС, стоянки, паркинг230,11
Гаражи220,16
Вокзалы, аэропорты, речные портыпассажир1450,8
Прачечные1 кв. м200,19
Мастерские по ремонту техники150,07
Ателье230,13
Салоны красотыместо320,23
Отели, общежития1921,13
Кафе, бары2151,13
Клубы, театрыместо270,18
Стадионы430,26
Детские садикиместо800,4
Школы1 обучающийся240,12
Университеты220,11
Детдома2151,13

Уборка медучреждений предполагает не только сбор ТБО, но еще дальнейшую отправку на спецплощадки для обработки.

Кем осуществляется вывоз мусора?

В многоквартирных домах собственники обязаны содержать общедомовое имущество, включая мусорные баки. Ответственность обычно возлагается на ТСЖ либо управляющую компанию, организующую удаление ТБО с прилегающей территории.

Крупногабаритные отходы МКД должны складироваться в специальные контейнеры, размещенные отдельно от предназначенных для обычного мусора. Их расположение можно уточнить в местной управе.

Если спецконтейнеры находятся далеко или отсутствуют, жильцам следует самостоятельно связаться со специализированной компанией, которая отвезет отходы на полигон за определенную плату.

В частном секторе есть свои нюансы. Собственники коттеджей не обязаны подписывать договора с подрядчиками, вывозящими ТБО. Поэтому часто они самостоятельно относят мусор на городскую свалку.

Вывоз ТБО из офисов, магазинов тоже возможен двумя путями: своими силами доставлять на свалку или заключать договор со специализированной фирмой.

Иногда городские администрации требуют, чтобы юрлица подписывали контракты на вывоз мусора, вводя крупные штрафы за невыполнение этого предписания.

В таких случаях необходимо оформлять договор либо получать лицензию и самим становиться такой фирмой.

Помогла статья? Оцените её (4 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://bezotxodov.ru/bytovye-othody/normativy-nakoplenija-tverdyh-kommunalnyh-othodov-na-1-cheloveka

Нормы накопления ТБО (ТКО): расчет, нормативы и обжалование

Норматив по вывозу тбо

С 1 января 2019 года вступила в силу мусорная реформа. Население и предприятия ощутили это в платежках. Оплата за мусор существенно выросла. Если до изменений граждане платили 15-30 р. за квартиру, где проживает три члена семьи, то после – 70-150 р. с человека.

А это значит, что за жилье, в котором проживают родители с одним ребенком, за эту услугу им придется выложить 210-450 р. Для промышленного сектора цена также подскочили. Изменить стоимость в договоре можно через пересчет нормы накопления ТКО (твердых коммунальных отходов).

Что такое нормы накопления ТБО?

Нормы накопления ТБО — это количество отходов, образующихся в год на одну расчетную единицу (1 человек, 1 место в гостинице, 1 кв.м. торговой площади и т.п.

)

Порядок расчетов нормы накопления ТБО (твердых бытовых отходов) устанавливается правительственным постановлением от 4.04.2016 №269.

Им регламентируется процедура собирания данных о мусоре, образуемого в каждом конкретном регионе, их анализ, на основании которого выводятся нормы накопления ТБО от организаций и предприятий, а также частных лиц.

За установление этих показателей отвечают исполнительные органы власти каждого конкретного субъекта федерации. Кроме того, за это отвечают и органы местного самоуправления.

Нормативно-правовой акт допускает разный подход к установлению норм накопления ТБО для организаций, объектов и физических лиц. В частности, это касается не только территорий субъекта РФ, но физических лиц, организаций.

Соответственно, это дает возможность как населению, так и представителям промышленного сектора требовать пересмотра норм накопления отходов для каждого конкретного случая. Тем более, что в п.6 Постановления указывается, что нормативы должны определяться для каждой категории источников образования отходов отдельно.

Расчет норм накопления ТБО (ТКО)

Нормы накопления ТБО зависят от многих факторов.

Порядок установления норм накопления ТБО для юридических лиц и населения проводится на основании их замеров. Сначала уполномоченные лица обязаны выбрать соответствующий участок. Он должен соответствовать определенным требованиям, а именно количество проживающего на нем населения должно быть не меньше таких показателей:

  1. Для населенных пунктов с численностью населения не более 300 т. граждан – 2%;
  2. Для населенных пунктов с численностью населения от 300 т. до 500 т. граждан – 1%;
  3. Для населенных пунктов с численностью населения свыше 500 т. граждан – 0,5%.

Как только территория выбрана, на ней выбирается от 3 объектов, каждый из которых относится к какой-либо одной категории. Исключение, позволяющее ограничиться меньшим количеством объектов, – их отсутствие в достаточном количестве.

Изучению и анализу поддаются:

  • мусорные контейнеры;
  • бункеры для отходов;
  • полиэтиленовые мешки.

Важно знать! Смешивать отходы, образуемых объектами разных категорий, при расчетах запрещается.

Другие правила подсчета норм накопления ТБО (ТКО):

  1. Проводятся ежесезонно в течение недели;
  2. Сведения об объемах образуемого мусора на каждом объекте складываются по дням недели;
  3. Нормы потребления выводятся по данным о количестве ТБО (ТКО) на одну расчетную единицу.

Если для жилых помещений учитывается количество проживающих граждан, то расчет нормы накопления ТБО для организаций учитывает:

  1. Площадь (в м2) – для торговых организаций;
  2. Койко-место – для лечебных и других медицинских учреждений;
  3. Количество учащихся – для образовательных организаций;
  4. Количество мест – для культурных учреждений, предприятий бытового обслуживания;
  5. Численность сотрудников – для офисов, административных и научных учреждений.

Постановление приводит подробные формулы, которыми должны руководствоваться уполномоченные лица государственных органов при определении норм накопления отходов. Их применение учитывает все указанные выше правила и условия. Это и определило разные показатели для разных субъектов РФ.

К примеру, в соответствии с распоряжением 607-РМ «Об утверждении норм накопления ТКО», выданным Министерством природопользования Московской области, утверждены следующие годовые показатели образования мусора:

  1. Для административных учреждений – 0,87 м3/сотрудника;
  2. Для торговых организаций – 0,51-062 м3/м2;
  3. Для детсадов — 0,39 м3/ребенка;
  4. Для автобусных и ж/д станций – 1,51 м3/пассажира.

Нормы накопления ТБО на 2020 год

В каждом регионе РФ установлены свои нормы.

В качестве примера были взяты некоторые регионы страны. Например, для Республики Башкортостан еще 12.10.2017 постановлением №466 приняты следующие нормы на одного человека:

  1. В многоквартирном доме – 346,7 кг/год; 2,6 м3/год;
  2. В индивидуальном доме – 585,7 кг/год; 3,7 м3/год.

Для Владимирской области эти нормативы следующие:

  1. В многоквартирном доме – 377 кг/год; 2,44 м3/год;
  2. В индивидуальном доме – 387 кг/год; 2,55 м3/год.

Для города Севастополя:

  1. В многоквартирном доме – 298 кг/год; 2,5 м3/год;
  2. В индивидуальном доме – 312 кг/год; 2,7 м3/год.

Как быть несогласным с утвержденными нормами?

Если нормы накопления отходов не соответствуют действительности, их можно обжаловать.

Все описанное выше дает наглядное представление, что определение норм накопления ТБО – не простой процесс.

Но несмотря на тщательно приведенные условия и расчетные формулы, чиновники нередко устанавливают их приблизительно и с существенным превышением. Но их действия можно обжаловать.

Для этого составляется и подается заявление на имя руководителя Министерства Природопользования субъекта РФ.

В документе нужно указать:

  1. Постановление, которым утверждались текущие нормы (число и номер, название акта);
  2. Причины, которые заставили обратиться – например, неоправданный рост стоимости коммунальной услуги из-за несоответствия нормативов реальному положению;
  3. Привести факторы, которые не учитывались чиновниками при расчетах: уровень благоустройства, этажность построек, наличие или отсутствие каких-либо удобств, тип отопления, уровень потребления населением ресурсов и т.п.;
  4. Обратить внимание на некоторые ошибки в расчетах, если они есть;
  5. Изложить просьбу – пересмотреть нормы потребления.

Если на жалобу ответят отказом, можно подать следующее заявление вышестоящей инстанции. Рекомендуется прибегать к помощи специалистов, которые проверят расчеты чиновников, а также направлять коллективные жалобы.

Источник: https://vyvoz.org/blog/normy-nakoplenija-tbo/

Обращение с ТКО: как рассчитывают формулы, примеры, перерасчет

Норматив по вывозу тбо

В 2019 году в России обновилось экологическое законодательство, что привело к изменениям структуры формирования платежей за жилищно-коммунальные услуги. В платежки включили услугу «Обращение с ТКО», где ТКО – твердые коммунальные отходы.

Этот термин введен взамен термина «твердые бытовые отходы» (ТБО), отразив факт того, что вывоз мусора отныне – коммунальная услуга. При расчете стоимости услуги учитывается ряд факторов: от региона до параметров жилья и статуса проживающих.

Размер платы периодически меняется, а некоторым категориям граждан доступны льготы при оплате. Граждане обязаны оплачивать услуги по обращению с ТКО по квитанциям, даже если сумма указана неверно: после разбирательства переплаченная сумма зачтется в следующих платежках.

Нормативное регулирование

Правила по обращению с ТКО отражены в ряде нормативно-правовых актов, регулирующих права и обязанности участников процесса: граждан, региональных операторов, подрядных организаций.

Региональные операторы – это организации, ответственные за весь оборот мусора в пределах выбранного региона. Они могут выполнять обязанности с привлечением подрядных организаций для вывоза мусора или приема оплаты от населения.

Список нормативно-правовых актов, относящихся к обращению с ТКО:

Тариф регионального оператора

Согласно законодательству, местные органы власти устанавливают для региональных операторов максимальный уровень взимания платы за оборот 1 м3 мусора. Различия тарифов в регионах связаны с рядом факторов: площадью, уровнем жизни, климатом, развитием инфраструктуры, численностью населения.

Примеры тарифов в некоторых субъектах РФ:

СубъектМаксимальный тариф, руб./ м3 (с НДС)
Московская область739,67-949,56
Ленинградская область874,75
Свердловская область474,37-705,66
Камчатский край452,92-1419,96
Краснодарский край366,74

В некоторых регионах (Московская область, Свердловская, Камчатский край, например) действует несколько региональных операторов между которыми поделена территория субъекта федерации. В городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) внедрение услуги «Обращение с ТКО» отложено до 2022 года.

Норматив накопления отходов

Основа для формирования тарифов на обращение с ТКО – нормативы накопления отходов. Они отражают наибольшую массу мусора, которая накапливается в среднем на одного жителя региона.

При вычислениях используется множество данных: численность населения, климат, общий объем накопления в регионе (по информации с полигонов), практические замеры.

Выбор конкретных критериев определяет субъект федерации.

Вычислениями занимается орган, ответственный за защиту окружающей среды – Росприроднадзор.

На основании полученных данных не только формируются тарифы для населения, но и готовится информация для региональных операторов по планированию деятельности для полного и своевременного оборота мусора. Расчет проводится не реже, чем каждые 5 лет.

Средний норматив по России – 200-300 кг или 1,1-1,5 м3 отходов на 1 человека. Для удобства показатели массы и объема переводят в плотность: 240 кг/м3 – средний справочный показатель для ТКО, 130-270 м3 – фактический диапазон плотности ТКО.

Формула и порядок расчета платы за вывоз мусора

Переход на новую систему по обращению с отходами осуществляется в разных регионах с разной скоростью: в одних уже действуют региональные операторы и внедрены системы раздельного сбора мусора, в других – нет одного или обоих компонентов системы. Всего используется 2 подхода к формированию суммы:

  • на основании площади помещения;
  • по числу проживающих.

Независимо от подхода, норматив утверждается местными властями и публикуется через локальные нормативно-правовые акты.

В зависимости от площади помещения

Если в субъекте федерации принята схема взимания платы за обращение с отходами по площади помещения, то применяется формула, приведенная в постановлении Правительства № 354 (приложение № 2, формула 9_2). Такая схема применяется в меньшей части субъектов федерации, примеры областей: Амурская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, частично – Калужская.

Формула для расчета:

P = Si * (N / 12) * T, где

  • P – сумма платежа,
  • Si – площадь помещения,
  • N – норматив накопления отходов в регионе,
  • T – цена на услуга в пределах допустимого максимума.

В зависимости от количества проживающих

В остальных регионах России сумма за обращение с ТКО формируется исходя из числа проживающих. В их числе учитываются прописанные лица или собственники помещения при отсутствии прописанных. В постановлении Правительства № 354 (приложение № 2, формула 9_1) указана следующая формула для расчета:

P = ni * (N / 12) * T, где

  • P – сумма платежа,
  • ni – число проживающих (временно или постоянно),
  • N – норматив накопления отходов в регионе,
  • T – цена на услуга в пределах допустимого максимума.

При раздельном накоплении мусора

Один из нюансов, влияющий на снижение нормы – внедрение системы раздельного сбора мусора. При раздельном сборе образующаяся масса становится более однородной, чем при накоплении в общем пространстве. За счет однородности повышается плотность собранного мусора и эффективность оборота: плотнее мусор – больше вместится в контейнер и мусоровоз.

Для таких случаев применяются измененные формулы:
Расчет платы за ТКО

Скидки, льготы и компенсации

Скидки в размере коммунальных платежей возможны для обладателей льгот. Они распространяются на всю сферу жилищно-коммунальных услуг, к которым теперь относится обращение с ТКО, а размер скидки определяется самой льготой.

На 50% сокращение платежей по коммунальным услугам возможно для обладателей федеральных льгот. Дополнительная скидка предоставляется обладателям региональных льгот – список и размер утверждается местными властями. Для сокращения суммы платежа необходимо написать заявление на внесение в список льготных плательщиков. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие льготы.

Расчет для юридических лиц

Для организаций применяется другая схема расчета коммунальных платежей, учитывающая площадь нежилых помещений, реальные объемы образования мусора. Все предприятия обязаны вести учет источников негативного воздействия на окружающую среду, включая объем накопления ТКО.

При проверке предприятий Росприроднадзором устанавливается норма, которую организации не должны превышать. Обычно они ниже, чем у физических лиц на 30-50%.

Одно из изменений, связанных с появлением коммунальной услуги «Обращение с ТКО» – включение юридических лиц в число плательщиков. Использовавшееся ранее понятие ТБО применялось только для физических лиц.

ТКО включает те же виды отходов, но они распространяются на все группы лиц: физические и юридические.

Случаи и порядок перерасчета платы за обращение с ТКО

Кроме льгот, предусмотрен ряд других случаев, при которых производится перерасчет суммы платежа за обращение с ТКО. При возникновении ситуаций, требующих перерасчета, жильцы должны продолжить платежи по квитанциям до урегулирования претензий. В случае положительного решения переплаченная сумма будет вычтена из последующих платежей.

Ситуации, при которых подается заявление на перерасчет:

  • временное отсутствие проживающего;
  • невыполнение услуги региональным оператором в полном объеме;
  • ошибки в квитанции.

Порядок оформления перерасчета определяется региональным оператором, другое контактное лицо для решения ситуации – Росприроднадзор.

Временное отсутствие проживающего

При формировании суммы платежа по числу проживающих ее возможно уменьшить на период временного отсутствия жильцов. Таким период считается проживание по месту учебы, поездка в отпуск, командировка.

Продолжительность отсутствия по месту постоянного проживания должна превышать 5 суток. Для перерасчета необходимо предоставить региональному оператору доказательства:

  • счета за услуги, подтверждающие отсутствие жильца (нулевые значения за электричество, воду);
  • выписки из отелей, баз отдыха;
  • билеты;
  • оплаченные счета по другому адресу.

Некачественное оказание услуг региональным оператором

Региональные операторы – ответственные организации за своевременное и полное обращение с мусором, даже если работы выполняются подрядчиками. Жильцы могут подать заявление на сокращение суммы платежа, эквивалентной числу дней неисполнения региональным оператором обязательств.

Для доказательства понадобятся фотографии, подтверждающие неисполнение обязательств: переполненные баки, мусор, не вывозимый дольше максимального срока (1 день – летом, 3 дня – зимой), не установленные контейнеры для раздельного сбора. Полный список необходимых доказательств необходимо узнать у регионального оператора или в местном отделении Росприроднадзора.

Ошибки в квитанции

При внесении информации о жилом объекте или числе проживающих могут совершаться ошибки, которые приведут к неправильной сумме за оказанные услуги. Ошибки в квитанциях связаны со следующими сведениями: площадь помещения, число проживающих за указанный период, учет льгот проживающих. При обнаружении ошибки необходимо написать заявление региональному оператору для перерасчета.

Порядок оплаты услуги «Обращение с ТКО»

Платежи по коммунальным услугам принимаются двумя способами: онлайн и очным. Платежи принимаются банками, порталом «Госуслуги», системой «Город», в личных кабинетах поставщиков услуг.

В государственных системах («Госуслуги», «Город») комиссия не берется самими сервисами, но может браться банками, проводящими операцию.

Некоторые банки заключают соглашения с обслуживающими организациями о полном обслуживании без комиссии – при оплате онлайн эта информация обычно отображается.

При очном посещении организаций для оплаты коммунальных услуг комиссию не берут только две из них: поставщик (если принимает оплату в офисе) и Единый информационно-расчетный центр (при оплате наличными). Банки, почтовые отделения, терминалы оплаты берут комиссию от 1% от суммы платежа.

Источник: https://cleanbin.ru/other/msw-management

Тарифы и нормативы на вывоз мусора. Все ли верно и справедливо?

Норматив по вывозу тбо

Статья содержит следующие разделы:

1. Оценка действий по применению нормативов при расчете платы

С первого января 2019 года, порядок расчета платы за вывоз и утилизацию мусора был изменен.

Если до указанной даты, размер платы определялся исходя из общей площади жилого помещения, то начиная с указанной даты, он определяется исходя из количества проживающих в помещении граждан и норматива накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) на одного человека. Единицей измерения норматива, является кубометр.

Однако порядок расчета платы с применением норматива накопления ТКО, представляется необоснованным и незаконным, поскольку объем фактически оказанной услуги по вывозу и утилизации ТКО, легко поддается измерению.

Для расчета объема фактически оказанной услуги по вывозу отходов необходимы следующие данные:

  • объем мусорных контейнеров;
  • количество мусорных контейнеров;
  • периодичность вывоза контейнеров;
  • количество граждан проживающих в домах, для обслуживания которых предназначены данные контейнеры.

Все эти данные имеются у регионального оператора, управляющей компании, РКЦ. Расчет производится путем простых арифметических действий.

Принимая во внимание то обстоятельство, что оператор по обращению с ТКО, является коммерческой организацией, а вывоз отходов, рассматривается в качестве его основной предпринимательской деятельности, его доводы, что применение методики расчета платы, с учетом фактического объема оказанной услуги, повлечет для него дополнительные расходы, несостоятельны. Несение расходов связанных с осуществлением деятельности направленной на систематическое получение прибыли, является его предпринимательским риском. Такой риск региональный оператор принял на себя добровольно, приняв участие в конкурсе на право заключения договора на выполнение работ по сбору и вывозу отходов. Соответственно, он не вправе требовать от потребителей дополнительной платы в случае необходимости проведения обязательных работ, которые должны быть, но не были включены в расчет стоимости оказываемых услуг.

В случае отсутствия у регионального оператора, возможности исполнять договор за тот размер платы, который соответствует фактическому объему оказанной им услуги, он имеет возможность защитить свои интересы путем расторжения договора.

2. Правовое обоснование незаконности применения нормативов

В соответствии с требованиями ст.157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Из смысла данной нормы следует, что расчет платы, за оказанную коммунальную услугу исходя из норматива потребления, применяется только в условиях невозможности определения реального объема ее потребления.

Возможность начисления платы с применением норматива потребления в случае, когда объем оказанной услуги может быть измерен, не допускается, размер платы должен соответствовать фактически оказанному объему услуги.

В связи с тем, что договор оказания коммунальных услуг по своей правовой природе, относится к договорам возмездного оказания услуг, к правоотношениям вытекающим из такого договора, применяются положения предусмотренные ст.781 ГК РФ, ст.37 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которым, потребитель обязан оплатить именно фактически оказанные, ему услуги.

Согласно ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей», условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Таким образом, действующее законодательство не допускает возможности взимания с граждан платы за услугу, им не оказанную. Потребитель обязан оплатить исполнителю только за тот объем услуги, который был фактически оказан и документально подтвержден.

В отсутствие правовых оснований, возложение на собственников помещений многоквартирных домов, обязанности оплачивать услуги по вывозу ТКО в размерах, превышающих фактически оказанные объемы незаконно. Суммы излишне начисленных платежей подлежат возврату и исключению из платежных документов.

3. Пример расчета фактического объема оказанной услуги

Здесь приводится лишь методика расчета объема фактически оказанной услуги, результаты расчетов зависят от конкретных условий, в каждой конкретной ситуации.

Емкость мусорных контейнеров составляет от 0.8 до 1.2 куб.метра. Если объем мусорного контейнера принять за 1 куб.метр, а количество расположенных на площадке контейнеров составляет 5 единиц, объем вывезенных отходов в день будет составлять 5 кубометров. Согласно санитарным требованиям, в течение всего года, мусор должен вывозится в среднем 20 раз в месяц.

Пункт 2.2.1 СанПин: срок хранения отходов в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз).

Соответственно, объем фактически оказанной услуги по вывозу коммунальных отходов за один месяц составит 5 х 20 = 100 кубометров.

Поскольку нормы устанавливающие количество мусорных контейнеров на количество жителей не предусмотрены, будем руководствоваться сложившейся практикой. Как показывает практика, на 5-6 многоквартирных домов приходится одна площадка, с расположенными на ней 5 мусорными контейнерами.

В соответствии с п.2.2.3 СанПиН 42−128−4690−88, размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

Если дома пятиэтажные, это примерно 500 – 600 квартир и около 1000 жильцов, по самым скромным расчетам. Исходя из полученных данных легко определить какой объем отходов приходится на каждого жителя: 100 / 1000 = 0,1 куб.метра в месяц.

Однако при применении в расчетах норматива потребления ситуация складывается несколько иная. Норматив накопления твёрдых коммунальных отходов на одного проживающего в многоквартирном доме, скажем по Белгородской области, определён в объеме 2.5 куб.

метра в год, что в месяц составит 2.5 / 12 = 0.208 куб.метра на одного человека. Соответственно, жильцы данных домов должны будут оплатить за объем мусора равный 0.

2 х 1000 = 208 кубометров, в то время как объем фактически оказанной услуги, составляет 100 кубометров.

Как видно из представленного расчета, произвести его под силу практически каждому собственнику квартиры.

4. Порядок действий в случае превышения норматива фактическому объему оказанной услуги

Если после проведенного расчета, норматив потребления значительно превышает объем фактически оказанной услуги, необходимо направить лицу предъявляющему счет за услуги, обоснованное требование о производстве перерасчета.

Таким лицом может быть управляющая компания или непосредственно региональный оператор.

Управляющая компания может выступать в качестве исполнителя услуги, в случае заключения с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Требование следует направлять заказным письмом с описью вложения, с уведомление о вручении. Почтовое уведомление о вручении письма адресату необходимо сохранить на случай возможного судебного разбирательства.

В случае получения отказа в удовлетворении требования или отсутствия ответа, спор передается на рассмотрение суда.

Поддубный Сергей Николаевич

20.03.2019 13:23

Источник: https://ConsJurist.ru/content/2104

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.