Основной список присяжных заседателей

Как работают суды с участием присяжных заседателей, сколько им платят, и кто может ими быть

Основной список присяжных заседателей

Добрый день!

Сегодня мы поговорим про Суд присяжных. Это институт судебной системы, состоящий из коллегии присяжных заседателей, отобранных по методике случайной выборки только для данного дела и решающих вопросы факта, и одного профессионального судьи, решающего вопросы права. Суд присяжных рассматривает уголовные дела по обвинениям, как правило, в тяжких преступлениях в первой инстанции.

Данный институт права регламентирован Федеральным законом от 20.08.2004 N 113-ФЗ “О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации”.

Статья 1 Данного закона:

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее – присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, районных судах, окружных (флотских) военных судах и гарнизонных военных судах (далее – суды), за исключением военных судов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации.

Кто может быть отобран в присяжные.

Списки потенциальных кандидатов в присяжные заседатели формируются раз в четыре года на основании списков, которые были составлены для участия в выборах.

Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования, и числа граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации, списки которых публикуются в муниципальной газете. Когда подсудимый заявляет о желании, чтобы его дело рассматривали присяжные, кандидаты выбираются из этого списка. По закону это должно происходить путём случайной выборки. Для каждого процесса отбирается примерно от 20 до 40 человек, которые должны прийти на собеседование.

Требования, предъявляемые к присяжным заседателям.

1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Может ли присяжный отказаться от участия в процессе.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей.

Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом (статья 2 указанного закона). Принуждать к участию в судебном процессе кандидатов не будут.

Но уважительные причины для отказа предъявить попросят. Это могут быть, например, состояние здоровья, семейные проблемы или религиозные убеждения.

Кто может быть исключен из списков кандидатов в присяжные заседатели

Граждане, включенные в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели муниципального образования, исключаются из указанных списков исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.

Граждане, включенные в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели округа, общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях:

1) выявления обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона;

2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;

б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

в) лицом, достигшим возраста 65 лет;

г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

д) военнослужащим;

д.1) гражданином, уволенным с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны или органов внешней разведки, – в течение пяти лет со дня увольнения;

е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом службы судебных приставов или частным детективом – в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения;

е.1) имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

е.2) гражданином, уволенным со службы в органах и учреждениях, указанных в подпункте “е.1” настоящего пункта, – в течение пяти лет со дня увольнения;

ж) священнослужителем.

Платят ли присяжным заседателям.

В соответствии со статьей 11 указанного закона присяжным заседателям положено материальное обеспечение.

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период. Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда. За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

На какие вопросы должны ответить присяжные

В соответствии со статьей 339 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по каждому из деяний, в совершении которых обвиняется подсудимый, ставятся три основных вопроса:

1) доказано ли, что деяние имело место;

2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

В вопросном листе возможна также постановка одного основного вопроса о виновности подсудимого, являющегося соединением вопросов, указанных выше вопросов.

После основного вопроса о виновности подсудимого могут ставиться частные вопросы о таких обстоятельствах, которые влияют на степень виновности либо изменяют ее характер, влекут за собой освобождение подсудимого от ответственности.

В необходимых случаях отдельно ставятся также вопросы о степени осуществления преступного намерения, причинах, в силу которых деяние не было доведено до конца, степени и характере соучастия каждого из подсудимых в совершении преступления.

Допустимы вопросы, позволяющие установить виновность подсудимого в совершении менее тяжкого преступления, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cf50f7df228d400afdcac59/kak-rabotaiut-sudy-s-uchastiem-prisiajnyh-zasedatelei-skolko-im-platiat-i-kto-mojet-imi-byt-5d1f0b2110143000b5637373

Присяжные заседатели

Основной список присяжных заседателей

Присяжный заседатель — непрофессиональный судья, участвующий в судебном процессе.

Присяжные заседатели в России — граждане РФ, включённые в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в осуществлении правосудия путём рассмотрения уголовных дел.

Система суда присяжных — один из важнейших элементов гражданского общества, это возможность для граждан принять участие в работе судебной власти.

Более трети россиян доверяют институту присяжных больше, чем судам, где решения о виновности и невиновности подсудимого выносит судья. Граждане полагают, что суд присяжных честнее, объективнее, независимее и менее подвержен коррупции.

По российскому законодательству «участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей является их гражданским долгом».

Суд присяжных назначается по ходатайству обвиняемого по тяжким и особо тяжким преступлениям.

Выбор присяжных заседателей

Присяжные заседатели выбираются методом случайной выборки — при помощи компьютерной программы. Компьютер выбирает потенциальных кандидатов из подготовленных списков. Списки составляются каждые четыре года Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Существуют два списка кандидатов в присяжные заседатели — общий и запасной.

Кандидатом в присяжные заседатели может стать:

  • любой гражданин РФ старше 25 лет,
  • не имеющий непогашенную или неснятую судимость,
  • дееспособный,
  • не состоящий на учёте в наркологическом или психоневрологическом диспансере.
  • на момент составления списков кандидатов гражданин РФ не может являться подозреваемым или обвиняемым в совершении преступлений,
  • он должен владеть языком, на котором ведётся судопроизводство,
  • не иметь физических или психических недостатков, препятствующих полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Списки назначаются губернатором.

Отказ от участия в суде присяжных.

В случае если исполнение обязанностей невозможно для конкретного кандидата, он должен в течение двух недель письменно обратиться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с заявлением, указав причины своего отказа.

 Законодательными причинами отказа являются:

  • непогашенная или неснятая судимость.
  • недееспособность, признанная судом.
  • то, что гражданин состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением.
  • если он является лицом, не владеющим языком, на котором ведётся судопроизводство;
  • лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;
  • лицом, достигшим возраста 65 лет;
  • лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;
  • военнослужащим;
  • судьёй, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
  • священнослужителем.

В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Старшина коллегии присяжных заседателей.

Это председатель коллегии присяжных заседателей, которого избирают большинством из числа присяжных заседателей. Выборы проводятся в совещательной комнате без посторонних лиц.

Старшина коллегии присяжных заседателей руководит ходом их совещаний, по их поручению обращается к председательствующему с просьбами, оглашает присяжным в совещательной комнате вопросы судьи, записывает их ответы, с учетом результатов ания заполняет вопросный лист с ответами коллегии присяжных заседателей и провозглашает его в судебном заседании.

Вердикт присяжных заседателей.

Вердикт – это решение коллегии присяжных заседателей.

  • Обвинительный вердикт — если за утвердительные ответы на вопросы о доказанности события преступления, деяния подсудимого и его виновности проало большинство присяжных заседателей.
  • Оправдательный вердикт — если за отрицательный ответ на любой из вышеуказанных вопросов проало определённое число присяжных заседателей (в зависимости от уровня суда).

Оправдательный вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего судьи и влечет за собой постановление им оправдательного приговора.

Если вердикт о полной невиновности подсудимого, то его немедленного освобождают из-под стражи в зале судебного заседания по распоряжению председательствующего.

Обвинительный  вердикт коллегии присяжных заседателей не препятствует постановлению оправдательного приговора, если председательствующий судья признает, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления.

Если председательствующий судья признает, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного и имеются достаточные основания для постановления оправдательного приговора ввиду того, что не установлено событие преступления, либо не доказано участие подсудимого в совершении преступления, он выносит постановление о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на новое рассмотрение иным составом суда со стадии предварительного слушания. Это постановление судьи не подлежит обжалованию в кассационном порядке.

Из истории.

  • Суд присяжных был утверждён в результате судебной реформы Александра II в 1864 году.
  • Суд существовал в Российской империи и  в Российской республике до конца 1917г.
  •  В конце 1917 года суд присяжных был упразднен советской властью.
  • 9 июня 1989 года Съезд народных депутатов СССР принял Постановление «Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР», в котором впервые на общегосударственном официальном уровне был поднят вопрос о возрождении суда присяжных:
  • 1993 г.- восстановление суда присяжных в России.
  • В постсоветской России присяжные рассматривали лишь небольшую часть дел.
  •  В 2008 — 2013 годах полномочия суда присяжных были существенно сокращены: из ведения присяжных были изъяты уголовные дела по большинству статей Уголовного кодекса, право на суд присяжных по всем статьям потеряли женщины, мужчины старше 65 лет и несовершеннолетние.
  • В конце 2017 года право на рассмотрения их дел с участием присяжных было возвращено женщинам, несовершеннолетним и мужчинам старше 65 лет.
  •  С 1 июня 2018 года в России действует новый порядок рассмотрения дел с участием коллегии присяжных.  Обвиняемый любого пола и возраста имеет право заявить ходатайство на рассмотрение его уголовного дела судом первой инстанции в составе профессионального судьи и коллегии из 6 (8) присяжных заседателей в особо тяжких случаях.
  • Дела с участием присяжных с 1 июня 2018 года рассматриваются в районных (городских) судах.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%8F%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8/

Присяжные заседатели: отбор кандидатов и составление списков, образец отвода | Юридические Советы

Основной список присяжных заседателей

Последнее обновление: 30.01.2020

С 1993 года в России возобновлено судопроизводство с участием присяжных заседателей в судах областного звена, а с 2018 года — в районных. Теоретически каждый из нас может стать присяжным и принять участие в рассмотрении уголовного дела.

В то же время, закон предусматривает критерии отбора, которым непрофессиональный судья обязан соответствовать.

Что это за критерии, сколько кандидатов должно быть и какова процедура допуска к судопроизводству простых обывателей – читайте в нашей статье.

В чем особенность суда присяжных в россии

В рассмотрении дела с участием присяжных принимают участие не профессиональные судьи в черной мантии, за плечами которых высшее юридическое образование, практика, сдача экзаменов и назначение Указом Президента.

Выносят вердикт несколько обычных граждан, которые к юриспруденции не имеют никакого отношения.

При этом в составе суда есть один профессиональный судья, цель которого – правильно организовать разбирательство.

Данный судья не вмешивается в решение вопросов о виновности или невиновности, не высказывает своего мнения, его роль сводится к обеспечению состязательности процесса и соблюдению правовой процедуры.

В областном (краевом) суде слушаются дела по особо тяжким преступлениям, среди которых: убийство нескольких лиц, сбыт наркотиков в особо крупном размере и другие составы преступлений, за которые возможно назначение пожизненного лишения свободы.

Убийство на бытовой почве, а также причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего – наиболее частые составы преступлений, дела по которым рассматриваются с участием присяжных в районном суде.

Процедура рассмотрения как в областном, так и в районном суде, практически одинаковая, за исключением численности заседателей: в областном их должно быть 8, в районном – 6.

Присяжные получают зарплату за потраченное в суде время, они выслушивают всех свидетелей по делу, потерпевшего, подсудимого, могут задавать им вопросы через старшину.

Они вникают в исследуемые материалы уголовного дела, присутствуют во время прений прокурора и адвоката, а затем, после напутственного слова председательствующего судьи удаляются в совещательную комнату.

Там заседатели принимают единогласно или анием вердикт, отвечая на поставленные перед ними вопросы о виновности подсудимого.

Если за невиновность проало ровно половина присяжных (в областном суде – 4, в районном – 3), то обвиняемый считается оправданным. На основе вердикта председательствующим выносится приговор, который не может быть обвинительным, если присяжные оправдали подсудимого.

Есть и некоторые ограничения в деятельности присяжных:

  • они не вправе игнорировать судебные заседания (за неявку заседатель может быть оштрафован),
  • не могут общаться с другими лицами на тему доказанности вины по тому делу, где принимают участие.
  • защитнику и государственному обвинителю запрещено в присутствии присяжных рассуждать о негативных качествах подсудимого, чтобы не сформировать предвзятое мнение.

Более подробно об особенностях процедуры рассмотрения дела с участием присяжных можно прочитать здесь.

Согласитесь, функция присяжных довольно ответственная, и не каждому по силам вершить судьбу другого человека, голосуя «виновен» или «не виновен». Нормы Уголовно-процессуального кодекса и закона «О присяжных» предусматривают критерии, по которым отбирают кандидатов в присяжные заседатели. Это отдельная стадия судопроизводства, о которой мы подробно расскажем далее.

Как выбирают присяжных заседателей в суд

Вся процедура выбора заключается в следующем:

  1. Один раз в 4 года формируются списки лиц, которые потенциально могут принимать участие в судопроизводстве в качестве присяжных. Данные списки готовятся и утверждаются Высшим исполнительным органом каждого субъекта. На данном этапе в списки включаются только лица 25-65 лет, зарегистрированные на территории субъекта. Данные о них берутся из реестров автоматизированной системы «Выборы». Подготовленные Правительством региона списки направляются в суды для использования в работе.
  2. После назначения уголовного дела к слушанию с участием присяжных аппаратом суда, в производстве которого находится уголовное дело, вызываются лица для участия в процедуре отбора. Происходит окончательный выбор конкретных лиц, которые примут участие в рассмотрении дела. Процедура начинается только в том случае, если в районный суд явилось не менее 12-ти лиц, а в областной суд – не менее 14-ти лиц. На данном этапе происходит «отсеивание» тех, кто по каким-то причина не может быть присяжным, кандидатам заявляются отводы.
  3. После того, как утверждена коллегия из 6 присяжных в районном суде или из 8 присяжных в областном суде, начинается разбирательство. Должны быть назначены запасные – на случай, если по каким-то причинам заседатель из основного состава не сможет принимать дальнейшее участие.
  4. В ходе рассмотрения дела может быть роспуск коллегии, для этого нужны будут веские основания. В этом случае отбор и слушание в целом начинаются заново.

Рассмотрим каждую из вышеприведенных стадий подробнее.

Составление первоначальных списков кандидатов в присяжные заседатели

Итак, Правительство региона участвует в составлении списков лиц, из которых впоследствии будут избраны кандидаты. Составляется список при помощи государственной автоматизированной системы, содержащей персональные данные людей, путем случайной выборки фамилий из всего взрослого населения региона.

Сформированные в окончательной редакции основные и запасные списки кандидатов в присяжные, с указанием ФИО (без указания других сведений), публикуются в средствах массовой информации. К примеру, в Санкт-Петербурге эти списки можно найти на сайте администрации города.

Срок действия такого списка – 4 года. В него включаются постоянно проживающие на территории региона лица, их число в каждом субъекте для отдельного суда определяется индивидуально.

К примеру, на период с 2018 по 2022 годы общий список для Санкт-Петербургского городского суда по Курортному району включает в себя 490 граждан, которые потенциально могут быть отобраны в качестве присяжных.

В запасной список, который формируется на случай, если отбор по общему исчерпан, могут быть включены не более четверти граждан субъекта.

Вопрос:
Что, если муниципальный округ слишком мал, и список не содержит достаточное для работы судов количество людей?

В таких ситуациях по представлению председателя областного (краевого) суда Правительство области (края) выносит распоряжение об образовании округа, состоящего из нескольких муниципальных округов. Такие случаи могут возникать в малонаселенных районах страны.

Граждане, которых включили в списки, в обязательном порядке уведомляются об этом письмом по месту жительства (прописки), после чего они могут подать в исполнительно-распорядительный орган заявления.

Дело в том, что уже на первоначальной стадии формирования общего и запасного списка Правительством «отсеиваются» те лица, которые не могут принимать участие в российском судопроизводстве. Вместе с тем, такая выборка не может в полной мере обеспечить соответствие абсолютно всем критериям, установленным для кандидатов (подробно о них мы расскажем чуть позже).

Бывают неточности и ошибки, которые исключают возможность лица участвовать в процедуре судопроизводства. Поэтому, получив уведомление, закон наделяет потенциального кандидата подать заявления следующего характера:

  • о необоснованном включении в список;
  • об исключении из списка;
  • об уточнении своих персональных данных.

Пример. Несмотря на то, что в сформированном общем списке могут быть указаны только лица, которым исполнилось 25 лет (до наступления этого возраста присяжными быть нельзя в силу закона), в списке не всегда информация о возрасте того или иного человека соответствует действительности.

Законом предусмотрено право граждан обращаться с высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ с заявлением о необоснованном включении в списки кандидатов в присяжные заседатели, в том числе ввиду несоответствия требованиям возрастного ценза.

В этом же заявлении можно просить и об исключении из списка того или иного лица.

Само заявление подается в Правительство региона или в адрес исполнительно-распорядительного органа, правомочного рассматривать подобные вопросы. О названии данного органа можно узнать на официальном сайте органов власти.

К примеру, в Санкт-Петербурге таким органом является администрация в лице Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности:

Председателю Комитетапо вопросам законности,

правопорядка и безопасности

От Алтынова Алексея Михайловича,08.03.1998 года рождении,проживающего по адресуг. Санкт-Петербург, ул. Красная, д.3, кв. 90

(указывается адрес регистрации: это важно, поскольку списки составляются исходя из постоянного места жительства, то есть по прописке)

Тел. 890020202

ЗАЯВЛЕНИЕ
об исключении из списков присяжных

В соответствии со статьей 7 Федерального закона РФ от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» прошу исключить меня из списка кандидатов в присяжные заседатели Санкт-Петербурга на основании п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона 113-ФЗ, то есть ввиду не достижения мною 25-летнего возраста.

Источник: http://juresovet.ru/kandidat-prisyazhnye-zasedateli/

Присяжные заседатели, их права и обязанности. Списки присяжных заседателей

Основной список присяжных заседателей

Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном УПК порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Присяжные заседатели, в том числе и запасные, вправе:

1) участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий;

2) просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия;

3) вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.

Присяжные заседатели не вправе:

1) отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела;

2) высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта;

3) общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела;

4) собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания;

5) нарушать тайну совещания и ания присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам.

За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию.

Председательствующий предупреждает присяжных заседателей о том, что в случае нарушения требований, предусмотренных частью второй настоящей статьи, присяжный заседатель может быть отстранен от дальнейшего участия в рассмотрении уголовного дела по инициативе судьи или по ходатайству сторон. В этом случае отстраненный присяжный заседатель заменяется запасным.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ.

Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте РФ.

Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом гос. власти субъекта РФ и составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели.

Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для окружных (флотских) военных судов составляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по территориальному признаку на основании представления председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда

Председатель суда не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, вносит руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта РФ представление о необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные заседатели.

Высший исполнительный орган гос.

власти субъекта РФ устанавливает порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели и сообщает исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований число граждан, которое необходимо включить в списки кандидатов в присяжные заседатели от соответствующих муниципальных образований. При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели число указанных граждан может быть превышено не более чем на 10 процентов.

Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта РФ на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы”, путем случайной выборки установленного числа граждан. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями.

О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели.

Уточненные списки кандидатов в присяжные заседатели, подписанные главами муниципальных образований (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, – лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков кандидатов в присяжные заседатели составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ, который подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и скрепляется печатью.

Одновременно с составлением общего списка кандидатов в присяжные заседатели высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ составляет запасной список кандидатов в присяжные заседатели. В него включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.

Запасной список кандидатов в присяжные заседатели подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и скрепляется печатью.

Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

Граждане имеют право обращаться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ с письменными заявлениями о необоснованном включении в списки кандидатов в присяжные заседатели, об исключении их из указанных списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в пятидневный срок рассматривает поступившие письменные заявления и принимает решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Изменения и дополнения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования.

Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования и высший исполнительный орган гос.

власти субъекта РФ обязаны ежегодно (или в более короткие сроки по представлению председателя суда) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.

Финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством РФ.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/11559.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.