Последствия отсутствия регистрации сервитута

Содержание

Легально использовать чужой земельный участок (сервитут)

Последствия отсутствия регистрации сервитута
Легально использовать чужой земельный участок (сервитут)

Расскажем о том, как с точки зрения права защитить свою собственность и не посягнуть на чужую. Юридические особенности простым языком.

Следует понимать, что любое пересечение территории, которая не является Вашей собственностью или землями общего пользования (дороги, проезды, тротуары, участки под общественные здания и т.д.) является самовольным использованием участка, который является частным случаем нелегального захвата.

Соседу доверяй, но документы проверяй

Добрососедские отношения – это хорошо. Но ситуация всегда может поменяться (сменится собственник, приедут вредные родственники или соседи заведут собаку 🙂 ).

В этой связи, Вы должны заранее позаботиться о том, чтобы определить где Вам можно ходить, а где уже Ваши действия будут расценены как самозахват. Сделать это можно либо межеванием земельного участка, либо установкой колышков по координатам (вынос в натуру).

Таким образом, Ваши добрососедские отношения будут подтверждены документально 🙂

У Вас есть проблема, у соседа есть решение

Очень часто, особенно это характерно для крупных садовых товариществ, Вы чисто физически не сможете дойти до своего земельного участка, не ступив на землю своего соседа (разве что по воздуху с парашюта).

Для тех случаев, когда у Вас боязнь высоты и парашютов, государство придумало такую штуку как сервитут.

Говоря простым языком, сервитут – это регистрация права пользования куском земельного участка в Росреестре.

  • Когда может быть образован сервитут:
  1. Как мы и описали выше, для прохода по чужому земельному участку к своему;
  2. Для проезда машин с целью осуществления деятельности на участке, которая предусмотрена видом разрешенного использования такого участка;
  3. В иных случаях, когда лицо докажет, что без установления сервитута оно просто не сможет жить (например, создается угроза риска здоровью из-за прохода по единственному возможному пути);
  4. Для строительства (например, газовая компания, у которой мечты сбываются, при строительстве очередной ветки газопровода – регистрирует с собственником земельного участка соглашение об установлении сервитута).

Легально использовать чужой земельный участок (сервитут)

  • Когда НЕ может быть образован сервитут:
  1. Если есть любой иной разумный способ, при котором не будет использоваться Ваш земельный участок (например, сосед не может сказать, что, проходя по Вашему земельному участку, открывается более красивый вид на пруд, поэтому он, видите ли, требует сервитут);
  2. Если земельный участок, к которому надо пройти, не используется по назначению;
  3. Если на земельном участке, к которому надо пройти, расположен самострой;
  4. Если при установлении на Вашем земельном участке сервитута, Вы не сможете пользоваться участком по назначению (например, через Ваш земельный участок планируется система прокладки труб, которая нарушит существующее водообеспечение для Вашего дома).

Есть общее исключение из правил, называемое «публичный сервитут» для важных, по мнению администрации, проектов регионального или федерального значения. Т.к. у нас в стране процветает демократия, то Вас особо никто спрашивать не будет, а орган местного самоуправления просто издаст соответствующее распоряжение и, если Вы не согласны, то Вам прямая дорога в суд.

А что я получу?

Разумеется, т.к. Вы будете ущемлены в своем праве и вынуждены будете делиться кусочком своей земли, то Вам полагается вознаграждение. Если мы с Вами говорим не о публичном сервитуте, то вознаграждение даже будет разумное по соглашению сторон.

  • Исходя из нашего опыта, если сервитут заключается между обычными физическими лицами, то это вознаграждение покрывает налог на земельный участок, пропорционально обременяемому куску;
  • Если речь идет об организации, которая, например, затеяла строительство и ей нужен Ваш земельный участок, то ее представители готовы даже компенсировать Ваши эмоциональные страдания по этому поводу 🙂 ;
  • Если мы говорим о публичном сервитуте, то выделять из бюджета баснословные деньги никто Вам не будет. Решение о размере платы будет принимать администрация. Вам останется только согласиться на соглашение или оспаривать его в суде. Но несомненным плюсом является тот факт, что бремя оплаты расходов по установлению и регистрации сервитута в Росреестре берет на себя администрация и это законодательно прописано.

Как устанавливается сервитут

  1. Определяются пределы пользования куском земельного участка с помощью геодезической съемки;
  2. Подписывается соглашение о сервитуте;
  3. Выполняется подготовка межевого плана;
  4. Соглашение в составе межевого плана регистрируется в Росреестре и на земельный участок накладывается обременение.

Легально использовать чужой земельный участок (сервитут)Примечание: есть легенда о том, что для регистрации соглашения об установлении сервитута не требуется подготовка межевого плана. В частности, такой позиции придерживается Верховный суд в своем обзоре судебной практики.

Верховный суд живет в своей параллельной вселенной, где кадастровый учет проходит без сучка и без задоринки. Мы же, со своей стороны, можем поделиться своей практикой: еще ни разу Росреестр не зарегистрировал наши сервитуты без межевого плана во внесудебном порядке.

В ситуации, когда судебные расходы и время на суд окажутся больше, чем расходы и время на межевой план, наш выбор был очевиден. Мнение Верховного суда на практике не работает.

Размер штрафа

Нелегальное пользование чужим земельным участком влечет за собой штраф:

  • для физических лиц: 1-1.5% кадастровой стоимости земельного участка (но не менее 5 000 руб.);
  • для должностных лиц: 1.5-2% стоимости (но не менее 20 000 руб.);
  • для юридических лиц: 2-3% стоимости (но не менее 100 000 руб.).

Источник: https://zen.yandex.ru/media/geomergroup.ru/legalno-ispolzovat-chujoi-zemelnyi-uchastok-servitut-5f63a84235960479b94e6e33

Сервитут на земельный участок: что это такое, виды, как оформляется и правовые последствия установления сервитута

Последствия отсутствия регистрации сервитута

В области законодательного регулирования правоотношений, касающихся владением земли, существенное место имеет сервитут. Это понятие дает возможность ограниченного приобретения материальных благ, например, недвижимости (земельного участка).

Рассмотрим, для чего может понадобиться сервитут на земельный участок, что это такое, какие существуют виды обременений на права владения, как проводится официальная регистрация этого владения. Рассмотрим ниже что такое сервитут на землю и для чего он нужен.

Определение

Это ограниченная возможность использования недвижимого имущества стороннего человека. В юридической базе разных стран прописаны виды его утверждения — правовые обычаи, договора, завещание или дарственная.

Наложение сервитута на земельный участок иногда происходит после постановления суда. Сервитут причисляется к вещным правам, регулируется статьей 23 земельного кодекса РФ.

Сервитут определяется общегосударственным официальным документом, правовым документом другого субъекта федерации или постановлением местного правления. Все права участников, которые используют участок согласно утвержденному законодательно порядку, регулируются определенной нормативной базой.

Земельный кодекс, другие государственные официальные правовые документы не устанавливают схему получения согласия о предоставлении публичного права обладания со стороны другого лица.

Бывает, что право на ограниченное владение недвижимыми благами переходит к другому человеку. Сервитут в такой ситуации не снимается. Само же право неполного распоряжения не бывает предметом соглашения, а также не распространяется на третьих лиц.

Зачем необходим

Согласно с существующими нормами узко специализованной официальной нормативной базы, все сервитуты нужны для реализации следующих прав:

  • осуществления прохода, входа, выхода или проезда конкретным участком;
  • прокладывания магистралей ЛЭП, водных или газовых сообщений, средств коммуникаций;
  • обеспечения бесперебойной мелиорации, круглосуточной доставки воды;
  • для гарантирования всех потребностей, что не может происходить без документирования неполного права собственности;
  • реализации подземных работ;
  • пропуска животных;
  • проведения разного рода сантехнических работ;
  • заготовки сена;
  • выпаса;
  • пользования участками в прибрежной зоне;
  • получения выгоды земель для осуществления исследовательских и подобных работ;
  • добычи воды.

Виды

Сервитут на землю согласно настоящим законам бывает частным или публичным.

При необходимости определения частного сервитута, владелец обременяемого вида недвижимости формулирует требование от держателя другого участка земли предоставить ему возможность неполного его использования.

Основание установления обременения — договор между лицом, которому необходимо ограниченное использование и держателем того участка, на территории которого требуется проведение тех или иных работы.

Если между участниками имущественного спора имеется разногласие, то все спорные нюансы согласовываются в порядке судового разбирательства по иску того собственника, которому нужен частный сервитут.

Такой же лесной сервитут может накладываться на часть земли по предписаниям договоров, указаний высших госорганов власти, учреждений самоуправления на местах. Нередко право в отношении лесного участка определяется согласно того же решения судебной власти.

Наконец, может предоставляться сервитут на реки, озера и прочие природные ресурсы. Для этого вполне достаточно решения установленного органа местной или центральной власти или же вынесения решения правоохранительного органа. Держатель определенного обстоятельствами участка может пользоваться им согласно нормативным предписаниям.

Право неполного пользования прекращается, если необходимость в этом из-за ряда причин отпадает. Специального решения для этого не нужно.

Публичный договор о сервитуте накладывается любым постановлением, документом компетентного представителя власти в государстве. Он может разрешаться в общественных интересах, если такое нужно для реализации потребностей власти, органов местного управления или людей, проживающих в регионе, где располагается необходимый участок.

Согласно регуляторным нормам сервитута, все физлица имеют установленную бесплатную возможность без ограничений пребывать на территории лесных угодий. То же относится к водным участкам: все могут свободно пользоваться ими, если иное не устанавливается принятым законодательством.

Зависимо от времени действительности, сервитуты бывают срочными или без срока. В первом случае дается точный период и время завершения действия. В другом случае срок утраты неполного владения не определяется. Как правило, рассматриваемое право носит бессрочный характер, то есть, оно может прекратиться, если надобность в нем отпадает.

Чем регулируется

Определяется Земельным, Правовым, Гражданскими кодексами. Отдельные нормы документирования отношений, возникающих в результате обладания такими имущественными правами, содержатся также в Водном и Лесном кодексах.

Все сервитуты следует обязательно регистрировать в официальных органах.

Процедура регламентируется законом, утвержденным 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и порядок сделок с ним». Регистрации подвергается и окончание сервитута (специального решения на это не нужно подписывать).

Все подобные акты фиксируются в Едином госреестре прав. Эта процедура не изменяет сущности устанавливаемого права и не является отсуждением материальных прав других лиц.

Как оформляется

Как оформить сервитут беспокоит людей, вступающих в отношения собственности, относительно к которым устанавливается право обремененного держания недвижимости.

Для его регистрации рекомендуется подготовить и предъявить такие документы, как:

  • заявление о регистрации неполного права пользования или такой же документ от человека, в пользе которого его нужно установить. В случае, если утверждается публичный договор о сервитуте, заявление формируется органом подходящего звена власти;
  • документ об наложении госпошлины в принятом нормативной законодательной базе размере. Документ, который устанавливает личность держателя участка;
  • соглашение о предоставлении человеку права собственности, копия документа распорядительного органа, решение и другой документ, который свидетельствует о установлении рассматриваемого права;
  • учредительные бумаги обладателя (это касается юрлиц). Если речь идет об утверждении частного сервитута, то нужно соглашение лица, с которым он подписывается;
  • акты, основательно которых подтверждается полнота власти руководителей указанного выше лица;

Также, следует сделать опись участка. Нужно предоставить план, выработанный в кадастре. Если ограниченная собственность устанавливается к полному участку, то предъявлять его нет необходимости. Нужно предоставить такой план к части участка. На нем надо отметить границы действия права на владения. Регистрация этого права проводится в Едином госреестре.

Важно! Отметим, что ограниченное право держания постороннего неотчуждаемого участка есть оплатным. Гражданин, получающий это право, обязан перечислить все полагающиеся платежи владельцу.

Величина платежей пропорциональна финансовой выручке, которую мог иметь владелец земли, если бы она не обременялась.

В оплату включаются и другие расходы (например, на охрану, содержание в нормальном состоянии дороги).

Необходимо провести оценку цены ограниченного права собственности. Для этого принимается во внимание вся упущенная выгода, возникающая с возникновением ограниченных имущественных прав.

При частном характере обременения размер платежей решается в судебном порядке. При публичном же сервитуте обременение должно быть минимальным, чтобы интересы землевладельца затрагивались в возможно меньшей мере.

Обратите внимание! В официальном порядке определение сумм оплаты нужен в том случае, если сервитут усложняет пользование недвижимым объектом. Если обременение мешает использованию недвижимого участка или же делает это вовсе невозможным, то владелец может требовать компенсации убытков.

Образец сервитута

В образце сервитута указываются обязательные пункты:

  1. Название соглашения и его характер (согласно нормативной базе и конкретным условиям).
  2. Дата подписания.
  3. Стороны подписываемого договора.
  4. Предмет (в нем указываются обязательные для исполнения условия, номер участка, его границы согласно копии плана участка, срок или планируемое событие, из-за которого его актуальность прекращается). Фиксируется основание для держания участка (платное или бесплатное).
  5. Порядок ограниченного владения. Здесь указываются условия, по которым распоряжение Пользователем земельным участком будет меньше всего обременительным для собственника, а также описывается схема пользования.
  6. Подробно описываются права и обязанности лиц, подписавших договор.
  7. В заключительных условиях прописывается, что договор сервитута подлежит регистрации, схема вступления в силу.
  8. Адреса участников.
  9. Подписи сторон.

Скачать образец

Нюансы регистрации

Регистрирующая запись в объединенном реестре делается по поводу:

  • заявления обладателя (оно необходимо в любых случаях);
  • заявления человека, в чью пользу документируется сервитут (часто может потребоваться решение провоохранительного органа);
  • заявления органов госвласти.

Если сервитут определяется к части земли, то к нему обязательно добавляется план по госкадастру. Каждый из рассматриваемых договоров должен регистрироваться в ЕГРП отдельно.

Величина платы за услуги определяется согласно положениям налогового законодательства. Для физлиц он равняется 500 руб. Для юридических лиц стоимость пошлины — 2 тысячи руб. Существует государственная пошлина и за документирование некоторых изменений в сервитуты:

  • физлица должны уплатить в бюджет 300 руб;
  • пошлина с юрлиц — 300 руб;
  • федеральные органы власти и органы, приравненные к ним, платят госпошлину в размере 50 руб.

Человеку, в чью пользу зафиксировано право неполного пользования, выдается специальный сертификат-свидетельство о записи в установленных актах.

Обратите внимание! Письмо Госстроя РФ, изданное 20.03.2000 года, устанавливает ряд ограничений, которые берутся во внимание при официальной регистрации договора о сервитуте.

Рассмотрим подробнее основные ограничения:

  • при использовании построек жилищной, коммуникационной и социнфраструктуры. Оно является актуальным, если указанные строения находятся во владении государства владении, располагаются на земле, предоставленной во владения или же при аренде любому заинтересованному лицу;
  • ограничение, наступающее из-за нахождения на земле любых построек, которые не находятся в собственности владельца или другого зарегистрированного лица;
  • если участок зарегистрирован в заповедной зоне культурных и исторических памятников, на территориях объектов природы, охраняемых законодательством, в зоне охраны водного хозяйства, а также в зоне, находящейся в особой рискованной зоне экстремальных природных и техногенных происшествий;
  • если земельный участок располагается в зоне, охраняемой в других случаях, определенных нормативными актами.

Публичный договор о сервитуте непременно должен документироваться, в порядке, установленном актами законодательства. Когда обременение фиксируется не обладателем, а государством, то все процедуры проводятся согласно статье 16 Земельного кодекса.

Официальное сообщение держателя участка и другого объекта недвижимого имущества устанавливается органом государственной регистрации прав, в срок, не более пяти рабочих дней с даты, когда делалась фиксация.

Прекращение договора о сервитуте

Сделанная раньше запись погашается штампом для погашения в едином реестре прав. Запись о признании права на договор сервитута недействительным может вноситься в таких случаях:

  • если его срок актуальности прекращен на основании задокументированного согласования сторон или актом госвласти, местного управления;
  • если в официальную силу вступил приговор суда о признании документа о документировании обременненного права собственности неактуальным (иногда такое может быть вынесено учреждениями местного самоуправления и другими компетентными учреждениями);
  • если в официальную силу вступило решение о признании раньше выданного сервитута фиктивным.

Бывает, что сервитут не утрачен и продолжает действовать. Тогда говорят о том, что он преобразован в пользу владеющим ранее лицом. В реестре делается запись о том же праве собственности, а в штампе делается установленная в подобных случаях запись.

Некоторые люди не знают, что такое сервитут на землю, и не считают за необходимое регистрировать его. Это в корне неправильно: все подобные соглашения должны регистрироваться на законных основаниях.

Правовые последствия после установления сервитута

После его установления держатель может владеть в ограниченном порядке требуемым объектом. Однако для владельца этим имуществом наступают определенные законами обременения.

Все спорные моменты между сторонами, возникающие после вступления в силу такого договора, должны быть решены только в судебном порядке.

Нужно отметить, что некоторые спорные моменты неизбежны вследствие разногласий в понимании отдельных положений законодательства, регулирующего правоотношения в области имущественного права.

Резюме

Итак, сервитут является ограниченным правом пользования недвижимым имуществом — земельным участком стороннего владельца на основании договора или искового заявления.

Сервитут на землю устанавливается только в документальном порядке. Принудительная регистрация такого документа обязательна, так же, как и возмещение пользователем всех издержек в пользу владельца.

Источник: https://101jurist.com/pravo/nasledovanie/servitut-na-zemelnyj-uchastok.html

Эксперты Кадастровой палаты разъяснили правила установления сервитута

Последствия отсутствия регистрации сервитута

При приобретении земельного участка собственники недвижимости могут столкнуться с ситуацией, когда для обеспечения прохода или проезда к своему участку, прокладки и эксплуатации линий электропередачи и других нужд необходимо воспользоваться соседним участком. Возникшую проблему поможет решить установление сервитута. Эксперты Кадастровой палаты рассказали, что такое право ограниченного пользования, как заключить соглашение о частном сервитуте и как его зарегистрировать.

Что такое сервитут?

Сервитут — это право лица (лиц) на ограниченное пользование чужим земельным участком. Существует два вида сервитута: публичный и частный.

Публичный сервитут устанавливается в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков. Например, если попасть к водоему общественного пользования и его береговой полосе, к роднику или иному социально значимому объекту можно только через ваш участок, он может быть обременен правом прохода или проезда к этим объектам.

Зачем нужен сервитут?

· для индивидуального доступа к жилищу, когда проход или проезд возможен только через соседний земельный участок;

· для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов;

· для обеспечения других нужд землевладельца.

Таким образом, ограничение на объект недвижимости устанавливается в интересах конкретных лиц.

Как заключить соглашение о сервитуте?

Как правило, сервитут устанавливается по добровольному соглашению сторон или по судебному решению, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Предоставление сервитута на земельный участок требует документального оформления. В этом заинтересован, в первую очередь, будущий обладатель сервитута.

Прежде чем заключать такое соглашение, необходимо определить, установлены ли границы земельного участка, в пределах которых регистрируется ограничение (обременение) в виде частного сервитута.

Если сервитут будет установлен на часть земельного участка, и такая часть земельного участка не поставлена на кадастровый учет, необходимо выполнить соответствующие кадастровые работы (межевание).

Если же сервитут будет установлен на весь земельный участок, и он стоит на кадастровом учете, то проведение кадастровых работ не требуется.

Чтобы оформить межевой план, содержащий необходимые для государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.

Если собственник земельного участка согласен установить сервитут, нужно заключить с ним соглашение о сервитуте с указанием:

· кадастрового номера земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут;

· сведений о сторонах соглашения с паспортными данными;

· цели и основания установления сервитута;

· срока действия сервитута (если сервитут не бессрочный);

· размера платы (если сервитут устанавливается за плату);

· прав и обязанностей сторон соглашения, в том числе вашей обязанности после прекращения сервитута привести участок в состояние, соответствующее разрешенному использованию (например, при прокладке коммуникаций засыпать траншею, восстановить плодородный слой почвы и т. д.).

Стоит отметить, что размер платы за сервитут определяется сторонами соглашения об установлении сервитута. Если соглашение не достигнуто — вопрос об установлении сервитута решается в судебном порядке. Как правило, размер платы зависит от множества факторов, поэтому для его определения целесообразно обратиться к специалисту (оценщику).

Регистрация сервитута

Частный сервитут надлежит зарегистрировать в Росреестре. Для этого участникам заключенного соглашения (или одному из них), необходимо обратиться в офис Центра государственных услуг «Мои документы» (МФЦ) с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка и государственной регистрации прав в виде ограничения (обременения) части земельного участка, приложив к нему необходимый пакет документов.

После завершения регистрационных действий заявитель получит выписку из ЕГРН, содержащую сведения об обременениях, наложенных на земельный участок.

Однако в случае заключения соглашения об установлении сервитута сроком до трех лет, законом допускается установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения кадастровых работ (межевания), без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

«Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи либо залога, не может быть передан лицам, не являющимся собственниками объекта недвижимости, для обеспечения которой он был установлен. При переходе прав на земельный участок обременения в виде сервитута перейдут к новому владельцу», — отметил заместитель директора — главный технолог Кадастровой палаты по Москве Виктор Горелышев.

Добавим, что обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Источник: https://finance.rambler.ru/other/44791350-eksperty-kadastrovoy-palaty-razyasnili-pravila-ustanovleniya-servituta/

Порядок установления и государственная регистрация сервитута (последствия отсутствия регистрации)

Последствия отсутствия регистрации сервитута

Сервитут устанавливается по соглашению между субъектом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

В случае отсутствия согласия (соглашения) об установлении или условиях сервитута спор подлежит разрешению судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сам сервитут должен во всех случаях устанавливаться способом наименее обременительным для владельца обременяемого участка.

И это обременение не лишает собственника участка прав собственности на него.

Основания возникновения публичных и частных сервитутов Публичный сервитут может быть установлен органами государственной власти РФ, или органами местного самоуправления в соответствии с нормативно правовыми актами органов государственной власти.

При установлении публичных сервитутов органами местного самоуправления руководствуются перечнем сервитутов, который утвержден федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Установленный сервитут должен соответствовать этому перечню, а также существовать реально (например, установление права ограниченного пользования трубопроводом или газопроводом, проходящим через тот или иной земельный участок).

В случае строительства, реконструкции или капитального ремонта сооружений, устройств и других объектов, проводящих к значительным ограничениям в пользовании земельными участками, последние изымаются у землепользователей и представляются, например, в постоянное (бессрочное) пользование – для размещения объектов стационарного назначения (например, опор линий электропередачи, запорных арматур для трубопроводов и т.д.); – во временное пользование – для прокладки подземных или надземных линий коммуникаций (например, земельные участки вдоль всей длины трассы прокладки подземного кабеля, трубопровода либо подвески проводов воздушных линий и т.д.). Для исключения возможности повреждения объектов коммуникаций устанавливаются охранные зоны, в пределах которых вводится особый режим использования земель. При предоставлении земель, расположенных в охранных зонах, органами местного самоуправления (при наличии согласия предприятий, в ведении которых находятся данные объекта коммуникаций) в выдаваемых документах о правах на земельные участки в обязательном порядке делаются записи о наличии на участках зон с особыми условиями использования, что является снованием для установления и государственной регистрации сервитута. Частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником (чужого) соседнего участка или иного объекта недвижимости. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лиц, требующих его установления.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Сведения о регистрации сервитутов заносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Если в отношении земельного участка установлено несколько сервитутов, каждый из них подлежит регистрации с внесением соответствующей записи в Единый государственный реестр.

Фиксация сведений о наличии сервитутов на земельном участке имеет существенное значение для осуществления собственниками земли, землевладельцами, землепользователями, арендаторами своих прав, защиты их законных интересов.

Эти сведения важны и в случае совершения сделок с землей, поскольку сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, обремененный сервитутом, к другому лицу. Причем это правило имеет силу, даже если в договоре о переходе участка на этот счет ничего не говорится.

Проведение государственной регистрации сервитута дает возможность приобретателю узнать о его наличии.

Государственная регистрация сервитута проводится на основании заявления собственника земли (землевладельца, землепользователя, арендатора) или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав. В записях о сервитутах указывается содержание обременения, срок его действия, лицо, в пользу которого установлен сервитут.

Для регистрации частного сервитута в учреждение юстиции может быть представлено либо соглашение между лицами, владеющими соседними земельными участками, либо решение суда об установлении сервитута.

Регистрация публичного сервитута осуществляется на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления с представлением надлежащим образом заверенной копии решения об установлении сервитута на земельный участок.

Если регистрация сервитута была произведена не по заявлению правообладателя, последний в обязательном порядке должен быть уведомлен о регистрации сервитута. В установленный законом срок учреждение юстиции, осуществившее регистрацию сервитута, обязано уведомить об этом правообладателя.

В документах об установлении сервитута указывается его наименование и содержание, площадь распространения сервитута, кадастровый номер участка, в пользу которого определен сервитут, и кадастровый номер участка, на котором он установлен, дата начала сервитута, срок, на который он вводится (при временном сервитуте), плата за пользование чужим участком (если она установлена). Документы, представленные на регистрацию, должны быть заверены сторонами.

Государственная регистрация сервитутов проводится в Реестре на основании заявления органа государственной власти РФ, или органа местного самоуправления (в случае установления сервитута в публичных интересах) либо правообладателя земельного участка и (или) лица, в пользу которого данный сервитут установлен, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут возникает после его регистрации в Реестре (за исключением публичных сервитутов, не подлежащих государственной регистрации).

Регистрация сервитутов производится после государственной регистрации одного из вещных прав правообладателя на обременяемый объект недвижимости.

Для государственной регистрации сервитута заявитель обязан представить следующие документы:

  • – заявление о государственной регистрации сервитута, которое может быть подано как самим правообладателем, так и лицом, в пользу которого устанавливается сервитут, а также уполномоченным органом местного самоуправления (в случае регистрации публичного сервитута);
  • – документ, подтверждающий оплату государственной регистрации сервитута;
  • – документы, подтверждающие личность заявителя;
  • – учредительные документы юридического лица;
  • – доверенность на имя представителя юридического лица, если представителем выступает не руководитель юридического лица;
  • – свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • – свидетельство о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества (при подаче заявления правообладателем);
  • – правоустанавливающие документы;
  • – при регистрации публичных сервитутов – копия решения органа государственной власти субъекта РФ или РФ либо органа местного самоуправления об установлении сервитута на земельный участок;
  • – при регистрации частных сервитутов – договор об установлении сервитута либо вступившее в законную силу решение суда;
  • – документы технического (кадастрового) учета, описывающие объект недвижимого имущества;
  • – план земельных участков – с указанием сферы действия сервитута, выданный Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству;
  • – при установлении сервитута на весь участок план земельного участка не требуется.

При регистрации сервитута на основании договора заявления подаются обеими сторонами. В случае нотариального удостоверения договора заявление подается одной из сторон.

Запись о государственной регистрации сервитута вносится в подраздел III-3 «Запись о сервитуте» Реестра. Если в отношении одного и того же объекта недвижимости установлено несколько сервитутов, каждый из них подлежит регистрации с внесением записи о регистрации на отдельном листе подраздела III-3 Реестра.

В случае если сервитут земельного участка был установлен ранее, т.е.

до открытия в Реестре раздела на этот земельный участок, запись о регистрации сервитута производится на основании правоустанавливающего документа, в котором имеются данные об ограничениях или обременениях, соответствующих понятию сервитута, и не может быть произведена на основании данных, содержащихся в кадастровом или ином плане земельного участка. Вышеуказанный правоустанавливающий документ должен соответствовать определенным требованиям, т.е. содержать информацию о субъектах, в пользу которых сервитут установлен, об обремененном объекте недвижимости, о сфере действия и целях установления сервитута.

Если запись о сервитуте имеется в плане земельного участка либо в другом документе, не являющемся правоустанавливающим, регистратору рекомендуется письменно уведомить орган, в пользу которого установлен сервитут, либо администрацию соответствующего муниципального образования, о правовых последствиях отсутствия регистрации сервитута, т.к. в соответствии с действующим законодательством отсутствие правоустанавливающего документа является основанием для отказа в государственной регистрации.

В случае регистрации сервитута не по заявлению правообладателя последний должен быть уведомлен о произведенной регистрации учреждением юстиции по регистрации прав, в течение месяца с момента регистрации сервитута; в случае регистрации публичного сервитута уведомление может быть произведено через средства массовой информации.

Последствия отсутствия регистрации

Несоблюдение нотариальной формы, а в случаях, установленных законом, – требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.

Если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения сделки, суд вправе по требованию исполнившей сделку стороны признать сделку действительной. В этом случае последующее нотариальное удостоверение сделки не требуется.

Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.

Нотариальное удостоверение сделки осуществляется путем совершения на документе удостоверительной надписи должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие.

В этих случаях сторона, необоснованно уклоняющаяся от нотариального удостоверения или государственной регистрации сделки, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой в совершении или регистрации сделки.

Источник: https://studwood.ru/825605/pravo/poryadok_ustanovleniya_gosudarstvennaya_registratsiya_servituta_posledstviya_otsutstviya_registratsii

Как осуществляется регистрация сервитута на земельный участок?

Последствия отсутствия регистрации сервитута

Установленный земельный сервитут должен быть зарегистрирован, так как является одним из вариантов вещных прав, означающих использование участка, находящегося в привилегированном положении, для улучшения положения других участков, находящихся по соседству.

Правила регистрации такого обременения рассматриваются в Гражданском и Земельном Кодексе Российской Федерации.

Законодательное регулирование

Вопрос установления и регулирования сервитута на законодательном уровне освещается двумя крупнейшими в этой сфере нормативными актами — Гражданским и Земельным Кодексами.

Земельный Кодекс допускает возможность установления обременения на земельный участок, если целью такого обременения становится обеспечение нормальных условий существования, а также полноценного функционирования других участков, чье положение хуже, но может улучшиться за счет установления режима использования в определённых целях соседнего участка.

Что же касается Гражданского Кодекса, то он в положениях, закрепленных в статьях 274-277, формулирует основные принципы действия сервитута как особого вещного права, формирующего обременение и режим особого использования для подчиненного надела.

Однако вопросов, касающихся правил регистрации сервитута как вида права, эти статьи не касаются.

Подробно этот процесс рассматривается в статье 27 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Когда необходимо регистрировать сервитут, а когда — нет?

По общему правилу, распространяющемуся на все действующие в современном государстве права, сервитут как вещное право должен проходить обязательную регистрацию.

Исключение может быть только в том случае, если действие сервитута в отношении обремененного имущества было прекращено еще до момента подписания соответствующего соглашения (например, прокладка инженерных коммуникаций к участку через соседний, на который должно было быть наложено обременение, произошла быстрее, чем стороны подготовили и подписали соглашение).

Еще один случай, когда установленный сервитут не надо регистрировать, связан с переходом обремененного земельного участка по наследству. В этом случае для имущества действует принцип следования, когда вместе с недвижимостью к наследнику переходят права на нее, а также все наложенные обременения.

Во всех остальных случаях регистрация такого права пользования землей должна происходить.

Процедура регистрации сервитута

Как уже говорилось выше, процедура регистрации сервитута носит обязательный характер и должна осуществляться также, как и регистрация других прав владения и использования недвижимости.

Именно по этой причине, а также из-за особенностей сервитута как вещного права, необходимо уделить особое внимание всей процедура регистрации, а также необходимым для получения соответствующего свидетельства, документам.

Вся процедура состоит из четырех частей, каждая из которых оказывает существенное влияние на последующий этап:

  1. Приём документов. На этом этапе происходит не только приём документов под подпись, но и первичная проверка правильности их заполнения.
  2. Правовая экспертиза. Этот этап посвящён более детальному изучению всех представленных документов с целью установления законности совершенной сделки, а также исключения возможности оспаривания подписанного соглашения.
  3. Внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость. На этом этапе происходит внесение соответствующих изменений в данные, хранящиеся в Едином государственном реестре прав, а на правоустанавливающих документах по результатам таких изменений ставится соответствующая отметка.
  4. Выдача свидетельства о регистрации сервитута. Это финальный этап, который завершает весь процесс регистрации сервитута как права обременения на недвижимость. В случае возникновения спорных ситуаций полученное на этом этапе свидетельство можно рассматривать как одно из доказательств законности подписанного соглашения.

Необходимые документы

Для того чтобы сервитут прошел государственную регистрацию в полном объёме, весь необходимый пакет документов должен быть подготовлен в полном соответствии с установленными законом требованиями. К перечню необходимых документов будут относиться:

  • Сам договор об установлении сервитута (в трёх экземплярах, так как один из них остаётся в Росреестре);
  • Заявления сторон о регистрации возникшего права пользования;
  • Кадастровый паспорт земельного участка, на который наложено обременение;
  • Квитанция об оплате госпошлины за регистрацию права.
  • В том случае, если одной из сторон соглашения выступает юридическое лицо, такому участнику соглашения надо будет предоставить действительную выписку из ЕГРЮЛ, а также заверенные копии уставных документов, где будут зафиксированы полномочия представителя организации.

Если регистрация осуществляется по доверенности

В том случае, если один или оба участника соглашения не могут лично подать документы о регистрации сервитута, это могут сделать их представители по доверенности.

Для этого в пакет документов, подаваемых в Росреестр, должна быть включена нотариально заверенная доверенность, срок действия которой не истечет до момента завершения процедуры регистрации, а в тексте этого документа должны быть зафиксированы все те полномочия, которыми доверенное лицо наделено волей доверителя.

Никаких ограничений, если доверительный документ правильно оформлен, на осуществление своих действий доверенное лицо не имеет, а отказ в регистрации права таким путём можно будет обжаловать ввиду его недействительности.

Каких проблем опасаться?

Государственная регистрация сервитута на земельный участок осуществляется в обычном порядке регистрации прав на недвижимость, если речь идёт об установлении какого-либо обременения или возникновения права пользования. Именно поэтому проблемы, возникающие при регистрации сервитута и вызывающие отказ во внесении соответствующих сведений, носят классический характер:

  • Неправильно или не полностью оформленные документы. В этом случае весь пакет направляется на повторное оформление;
  • Невозможность осуществления регистрации по причине того, что наложенное обременение может серьезно ухудшить имущественное или материальное положение владельца обремененного имущества. В этом случае происходит пересмотр условий договора;
  • Отказ в регистрации такого права из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы, которые не позволят полноценно использовать полученное право.

Сервитут представляет собой обременение недвижимого имущества, из которого появляется право пользования этим имуществом. И это право должно быть официально зарегистрировано.

Чтобы такая процедура прошла, сторонам, чьи интересы затрагиваются установлением сервитута, необходимо подготовить весь пакет документов, который потребуется для доказательства законности подписанного соглашения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/registraciya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.