Превышение должностных полномочий с применением насилия

Содержание

Превышение должностных полномочий: как доказать свою невиновность? Уголовная ответственность и срок давности

Превышение должностных полномочий с применением насилия

Должностное лицо должно действовать строго в соответствии с регламентом и инструкцией. Если оно выходит за рамки своих должностных обязанностей, то это может грозить не только потерей работы, но и уголовным преследованием.

Превышение должностных полномочий: состав преступления

Превышение должностных полномочий заключается в совершении должностным лицом действий, которые находятся за пределами его служебной инструкции. При этом правонарушитель должен осознавать противозаконность деяния. Т.е. преступление всегда имеет прямой умысел (косвенный умысел по данному составу преступления не допустим) и определенный мотив.

Мотив совершения правонарушения может быть любым: например, жажда наживы, зависть, стремление продвинуться по служебной лестнице и пр. При этом мотив совершения преступления не учитывается при вынесении приговора.

Превышение должностных полномочий как преступление имеет объективную и субъективную сторону. Оно направлено против законных интересов граждан и общественности, таким образом, его объектом являются физлица.

Под ущербом от превышения должностных полномочий понимается нравственный или материальный урон для граждан, реже – имущественный или экологический.

Субъект преступления – специальный. Это должностное лицо, наделенное особыми полномочиями в соответствии со своим статусом. Оно выполняет определенные организационно-распорядительные или административные обязанности в государственных или муниципальных учреждениях.

Превышение должностных полномочий может проявляться как в форме определенного действия, так и бездействия.

Превышение должностных полномочий: правовое регулирование и ответственность

Ответственность за превышение должностных полномочий наступает по 286 ст.УК РФ. При неотягченной форме преступления по ч.1 ст. 286 Уголовного кодекса преступнику может грозить лишение права занимать определенную должность вплоть до 5 лет, а также:

  • крупный штраф до 80 тыс.р. и арестом на 4-6 месяцев;
  • принудительные работы до 4 лет;
  • лишение свободы до 4 лет.

Помимо этого, будут конфискованы деньги или иные ценности, полученные при совершении преступления.

Если субъект преступления занимает государственную должность (в органах регионального или местного самоуправления) или является Главой МО, то санкции будут более суровыми. Штраф в данном случае возрастает до 100-300 тыс.р. Также госслужащему грозят обязательные работы на период до 5 лет или лишение свободы вплоть до 7 лет (по нормам ч.2 ст.286 УК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 286 УК РФ превышение должностных полномочий может совершаться с отягчающими обстоятельствами в виде:

  • тяжких последствий деяния: например, остановку работы предприятия, причинение смерти по неосторожности, аварию, осложнение ситуации в регионе и пр.;
  • применение насилия или угроза насилия (речь может идти о побоях, ограничении свободы, истязаниях и пр.);
  • использование оружия или специальных средств: палок, водометов, наручников и пр.

В данном случае должностному лицу грозит вплоть до 3-10 лет лишения свободы.

Сроки давности по превышению должностных полномочий составляют:

  • по ч.1 ст.286 УК РФ – 6 лет;
  • по ч.2 ст.286 УК РФ – 10 лет;
  • по ч.3 ст.286 УК РФ – 15 лет.

Таким образом, чем более тяжким является деяние, тем больше установлены сроки привлечения должностного лица к ответственности.

Как доказать невиновность за превышение должностных полномочий

Все дела по превышению должностных полномочий индивидуальны и уникальны. Поэтому вопрос выстраивания защитной линии должен решаться, исходя из специфики обвинения.

Для того, чтобы доказать свою невиновность в превышении должностных полномочий, обвиняемому следует обратиться к адвокату. Нередко грамотная защита позволяет смягчить приговор даже при наличии очевидной вины либо допускается возможность и вовсе уйти от уголовного наказания.

В процессе доказательства невиновности можно опираться на следующие обстоятельства:

  1. Должностное лицо неосознанно вышло за пределы своих полномочий, т.е. отсутствовал прямой умысел и мотив совершения преступления. Для этого необходимо предоставить суду образец должностной инструкции или пригласить свидетелей.
  2. Необходимо доказать отсутствие связи между совершенным деянием и ущербом, который оно повлекло. Отсутствие причинно-следственной связи между преступлением и нарушением интересов потерпевшего играет в пользу должностного лица. По закону преступление считается оконченным только после наступления негативных последствий для потерпевшего.
  3. Можно попытаться доказать, что превышение полномочий было необходимо в конкретной ситуации и позволило предотвратить серьезные негативные последствия.
  4. Суд должен будет оценить ущерб, который был причинен действиями обвиняемого. При доказательстве невиновности можно акцентировать внимание на отсутствии факта насилия, угрозы его применения, не применялось оружие или какие-то спецсредства, а также не было тяжких последствий. Это позволит смягчить возможное наказание.
  5. Можно использовать в качестве смягчающих обстоятельств: положительную характеристику с места работы, отсутствие судимостей, наличие малолетних детей и прочих иждивенцев и пр.

Если невиновность будет доказана, то обвиняемому может полагаться компенсация за причиненный моральный ущерб в результате ложного доноса.

Таким образом, превышение должностных полномочий является уголовно наказуемым деянием, которое может грозить вплоть до 10 лет лишения свободы. Такое наказание несут только должностные лица, выполняющие определенные функции на государственной или муниципальной службе.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/prevyshenie-polnomochij/dokazatelstvo-nevinovnosti.html

Статья 286 УК РФ – превышение должностных полномочий

Превышение должностных полномочий с применением насилия
Узнать цены на услуги юриста по уголовным преступлениям

Одним из наиболее распространенных составов противоправных действий с участием должностных субъектов является превышение их официально установленных полномочий. Данный перечень преступлений напрямую подрывает престиж государственных и муниципальных органов, поэтому выделен в отдельную норму УК РФ.

Что такое должностное лицо

Для привлечения к возможным мерам наказания за превышение полномочий может привлекаться далеко не каждый субъект, работающий в официальных государственных структурах. Под определение должностных субъектов подпадают следующие лица:

  1. обладающие, на постоянной или временной основе, вмененным перечнем властных полномочий, либо получившие такие функции по специальному распоряжению;
  2. граждане, выполняющие организационно-распорядительные обязанности в государственных или муниципальных структурах;
  3. аналогичный перечень лиц, которым вменены административно-хозяйственные функции.

Таким образом, случаи выхода за рамки служебных полномочий напрямую связано с ведомственной подчиненностью, а совершение противоправных действий при исполнении обязанностей сотрудником коммерческого или некоммерческого юридического лица не порождает ответственность по правилам ст. 286 УК РФ.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по уголовным преступлениям бесплатно, жми

Задать вопрос юристу 02

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

8 800 350 14 85 03

Заказать обратный звонок, юрист перезвонит через 10 минут

Узнать цены на услуги юриста по уголовным преступлениям

Для определения превышения вмененных обязанностей необходимо провести сравнение с положениями ст. 285 УК РФ, которая регламентирует злоупотребление служебными полномочиями:

  1. под превышением понимается противоправное поведение, совершенное должностным субъектом, явно выходящее за пределы вмененных обязанностей и полномочий (злоупотребление находится в рамках обязанностей, но направлено во вред интересам службы);
  2. выход за рамки полномочий должен иметь негативные последствия в виде существенного нарушения интересов граждан, организаций или государства без корыстной заинтересованности (по ст. 285 УК РФ личная заинтересованность субъекта является обязательным условием).

Кого могут привлечь за превышение должностных полномочий

Так как обладание должностным статусом имеет непосредственное отношение к государственной или муниципальной службе, за совершение указанного противоправного действия не могут привлекаться следующие категории граждан:

  1. государственные и муниципальные служащие, не имеющие указанных выше полномочий и осуществляющие трудовую деятельность на общих основаниях;
  2. преступления, совершенные сотрудниками предприятий ЖКХ, управляющей компании, частным охранником ЧОП;
  3. действия со стороны руководящего состава юридических лиц.

Статья 286 УК РФ не позволяет привлечь к уголовной ответственности за нарушение условий трудового контракта, допущенных государственным или муниципальным служащим, так как для них возможна дисциплинарная ответственность, в том числе увольнение.

Таким образом, в состав лиц, которым может применяться наказание за превышение служебных обязанностей, входят:

  1. сотрудники ГИБДД, находящие при исполнении;
  2. противоправные действия, совершенные судебным приставом-исполнителем;
  3. превышение служебных функций директором школы;
  4. существенное превышение полномочий налоговым инспектором при проведении выездных и камеральных проверок.

Особый правовой статус военнослужащих в ряде случаев позволяет привлечь их к ответственности по рассматриваемой норме.

Для этого необходимо, чтобы таким военнослужащим в действующей армии были предоставлены властные, организационные или административно-хозяйственные функции.

Для рядовых военнослужащих, проходящих службу по контракту, уголовная ответственность будет наступать по специальным составам воинских преступлений.

Что грозит за совершение данного преступления

В состав возможных санкций, регламентированных статьей 286 Уголовного кодекса РФ, входят следующие виды наказаний:

  1. штраф;
  2. работы принудительного характера;
  3. арест;
  4. лишение свободы.

Особый правовой статус указанных субъектов позволяет применять к ним дополнительные меры наказания – запрет занимать определенные должности или заниматься осуществление определенной деятельности на период времени, указанный в приговоре суда.

Дополнительными факторами, напрямую на тяжесть совершенного виновным лицом противоправного деяния, являются:

  1. выход за рамки служебных функций лицом, занимающим государственную или муниципальную должность;
  2. действия с применением насилия (особенно характерно для сотрудников правоохранительных органов);
  3. совершение деяния с использованием оружия или спецсредств;
  4. наличие по итогам преступления тяжких последствий.

В чем может выражаться на практике явное превышение должностных обязанностей? Такие случаи могут возникать при выполнении действий, входящих в компетенцию иного должностного субъекта, в том числе вышестоящего лица. В отношении сотрудников правоохранительных органов такое деяние может заключаться в использовании оружия без возникновения особых обстоятельств, перечисленных в нормативных документах.

Помимо этого, в явное превышение входит совершение действий, которые не должно выполнять, ни при каких обстоятельствах, ни одно из должностных лиц. Также под определение такого состава будет включаться совершение властным сотрудников единоличных действий, тогда как нормативные акты предусматривают обязательный коллегиальный характер их выполнения.

Чтобы установить, какая мера ответственности грозит преступнику, нет необходимости выяснять мотив его действий. Рассматриваемая норма не обуславливает применение карательных санкций наличием или отсутствие мотивов нарушителя.

Срок давности за подобные преступные действия определяется исходя из степени тяжести такого преступления. Его установление происходит с учетом правил статьи 87 Уголовного кодекса РФ. Так как состав статьи 286 УК РФ относится к деяниям средней тяжести, срок давности для привлечения виновного лица составит шесть лет.

Полезная информация по уголовным преступлениям

Источник: https://advocate-service.ru/malfeasance/prevyshenie-dolzhnostnyh-polnomochij.html

Превышение должностных полномочий сотрудником полиции

Превышение должностных полномочий с применением насилия

Нередки случаи, когда граждане сталкиваются с противоправными действиями со стороны сотрудников полиции. Самыми частыми из них являются превышение и злоупотребление должностным положением. В данной статье мы рассмотрим законодательную базу УК РФ, ответственность, а также процедуру оформления жалобы.

О чем говорит статья 286 ук рф?

Статья №286 УК РФ устанавливает следующее:

Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

Либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Если незаконные действия со стороны представителя совершены:

  • С применением насилия или с угрозой его применения.
  • С применением оружия или специальных средств.
  • С причинением тяжких последствий.

Предусматривают наказание в виде лишения свободы от трёх до десяти лет, а также запретом заниматься определённой деятельностью и занимать определённые должности срок до трёх лет. Применение оружие является фактором превышения полномочий в случае, если сотрудник полиции выстрелил из пистолета. Ситуации, когда сотрудник достал пистолет, но не выстрелил, не относятся к этому пункту.

К специальным средствам сотрудника полиции относятся:

  • Наручники.
  • Газовые баллончики.
  • Оружие.
  • Дубинки.
  • Спецтранспорт.
  • Служебные собаки.

Таким образом, уполномоченное лицо несёт ответственность в связи с превышением должностных обязанностей, которое может быть направлено против граждан, юридических лиц, общества или государства в целом. Мотив виновного лица не является фактором при рассмотрении дела в совершении противоправных действий со стороны сотрудников МВД.

Предусмотренное наказание для должностных лиц действует в случае, если нарушение законодательства РФ произошло в период исполнения ими должностных обязательств. Если должностное лицо в период совершения противоправных действий находился на больничном, в отпуске или отставке, то в этом случае предусмотрено наказание как для гражданина РФ в соответствии с УК РФ.

Что считается превышением должностных полномочий?

Превышение должностных полномочий может включать следующие действия:

  • Выполнение полномочий, которые не относятся к занимаемой должности.
  • Неправомерное использование собственных полномочий, например, применение оружия к гражданам, которые являются безоружными и не представляют опасности для окружающих.
  • Собственная инициатива в действиях без получения соответствующего указа от вышестоящего руководства.
  • Совершение действий, которые являются неуместными при любых обстоятельствах.

Что грозит за злоупотребление властью на рабочем месте?

Статья №285 УК РФ устанавливает ответственность в случае злоупотребления должностным положением:

Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Если злоупотребление должностным положением повлекло за собой тяжкие последствия, то наказанием является лишение свободы до десяти лет и запрет на возможность заниматься определённой деятельностью и занимать определённые должности.

Отличительные особенности превышения и злоупотребления должностным положением:

  • Превышение
  • Злоупотребление
  • Действие
  • Действие/бездействие
  • Лицо не имеет полномочий, так как они находятся за пределами разрешенных
  • Лицо действует в рамках служебных полномочий, но использует их при отсутствии необходимости
  • Мотив не имеет значения
  • В мотиве преступления присутствует получение выгоды

Каких границ должен держаться полицейский?

Статья №27 ФЗ РФ «О полиции» определяет обязанности сотрудников полиции при исполнении:

  • Соблюдать конституцию и законодательство РФ.
  • Следовать должностным инструкциям.
  • Выполнять приказы руководства, если они не противоречат законодательству РФ.
  • При исполнении соблюдать права и обязанности граждан, организаций или объединений.
  • Не разглашать государственные сведения или информацию, полученную при исполнении служебных обязательств.
  • Сообщать руководству о возникновении конфликта интересов при исполнении службы.
  • Сообщать о случаях коррупции по отношению к нему для склонения к правонарушению.
  • Оказывать первую помощь.
  • Оперативно реагировать на обращения граждан для пресечения правонарушений/преступлений и спасения жизни граждан.

Таким образом, сотрудник должен строго соблюдать регламент правоохранительных органов и законодательство России.

Бывают ситуации, когда сотрудник может избежать ответственности в случае превышения полномочий, если он руководствовался безопасностью людей, общества или государства.

Также представитель правоохранительных органов может избежать наказания, если причиной злоупотребления должностным положением послужил приказ от вышестоящего руководства, который производился с нарушениями законодательства РФ, а исполнитель заведомо не знал о косвенных причинах приказа.

Наказание за злоупотребление служебными правами

Для сотрудника, злоупотребившего служебным положением определяется наказание в зависимости от обстоятельств дела:

  • Штрафные санкции до 80 тысяч рублей.
  • Принудительные работы периодом до 4-х лет.
  • Арест периодом до 6-ти месяцев.
  • Лишение свободы периодом до 4-х лет.
  • Запрет для трудоустройства в определенные сферы периодом до 5-ти лет.
  • Лишение свободы периодом до 10-ти лет, если нарушение имеет тяжкие последствия.

Куда можно пожаловаться?

Подобные дела рассматривают три государственные структуры:

  • Следственный комитет.
  • Прокуратура.
  • ФСБ.

В первую очередь можно обратиться в следственный комитет с предоставлением заявления. Предоставить заявление можно тремя способами:

  • Заказным письмом с помощью почтового отправления.
  • При личном посещении.
  • Через интернет.

Срок рассмотрения заявления составляет не более десяти дней, после чего следственный комитет должен возбудить уголовное дело или предоставить мотивированный отказ. Если обоснованный отказ не устроил, то для обжалования возможно в одну из трёх инстанций:

  • Прокуратура.
  • Суд.
  • Руководство следственного комитета.

Рекомендуется обращаться в прокуратуру, так как она является более объективной в расследовании и осуществляет надзор и контроль процедуры возбуждения дела в отношении представителей правоохранительных органов. Для этогонеобходимо предоставить заявлениес указанием отказа или игнорирования жалобы со стороны следственного комитета.

Как правильно составить заявление?

В случае, если заявление оформляется пострадавшим, свидетелем превышения полномочий или фигурантом уголовного дела, то необходимо в заявлении указать данные по уголовному делу:

  • Дата возбуждения дела.
  • Состав преступления.
  • В отношении кого возбуждено и другое.
  • В заявлении нужно указать Ф.И.О. уполномоченных лиц, нарушивших закон, если подобная информация известна. Но, как правило, пострадавшая сторона не располагает полной информацией о сотрудниках полиции.
  • Документ должен содержать полную и подробную информацию состава преступления, совершённого по отношению к пострадавшему. Указание последствий неправомерных действий сотрудников полиции является обязательным требованием для возбуждения уголовного дела по Статье №286 УК РФ.

Жалоба должна содержать следующую информацию:

  • Наименование органа обращения, его адрес и контактный телефон.
  • Ф.И.О. прокурора.
  • Просьба организации проверки действий сотрудников полиции.
  • Дата инцидента.
  • Детальное описание инцидента.
  • Последствия, которые наступили из-за сотрудников полиции, превысивших полномочия.
  • Выдвигаемые требования – провести проверку, установить и привлечь нарушителей к уголовной ответственности.
  • Указание доказательной базы.
  • Список приложений.
  • Дата и подпись заявителя.

Каким образом можно доказать?

Заявление должно быть подкреплено доказательной базой, которая поможет доказать факт неправомерных действий. В качестве доказательной базы может выступать:

  • Свидетельские показания.
  • Судебно-медицинская экспертиза.
  • Иные медицинские документы – заключения, выписки свидетельства и прочее.
  • /видеозаписи и прочее.

Прокуратура самостоятельно не возбуждает уголовные дела, но контролирует и направляет процедуру расследования в соответствии с законодательством РФ.

Также можно обратиться к юридической помощи, которая поможет правильно обратиться в прокуратуру, а также в консультации и оформлении всех сопутствующих документов.

Сотрудники правоохранительных органов несут ответственность в случае превышения и/или злоупотребления должностным положением. При обращении в прокуратуру необходимо составить заявление и предоставить доказательную базу обвинения.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/prevyshenie-doljnostnyh-polnomochii-sotrudnikom-policii-5d0fabd7c4c11e00af157f9a

Квалификация превышения должностных полномочий, сопряженного с насилием

Превышение должностных полномочий с применением насилия


Статья посвящена изучению превышения должностных полномочий, сопряженного с применением насилия и угрозой его применения. Насильственные действия со стороны должностных лиц носят повышенную общественную опасность, в виду особого социального статуса лица, совершающего противоправное деяние.

Следовательно, крайне важно изучение данной сферы правоприменения с целью наиболее эффективного пресечения данной группы преступлений. В тексте работы рассмотрены существующие подходы в вопросах квалификации превышения должностных полномочий, а также затронуты аспекты судебной практики в указанной сфере.

Ключевые слова: уголовное право, насилие, превышение должностных полномочий.

Согласно части 1 статьи 286 УК РФ, превышением должностных полномочий признается совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства [1].

Часть 3 статьи 286 УК РФ, в свою очередь, предусматривает особо квалифицированные составы превышения должностных полномочий, в рамках которых причиняется вред дополнительным объектам — жизни и здоровью человека.

Из содержания пункта «а» части 3 статьи 286 УК РФ следует, что превышение должностных полномочий должно совершаться с применением насилия или угрозой его применения.

Для правильной квалификации данного преступного посягательства необходимо определиться с понятиями насилия и угрозы применения насилия.

В теории уголовного права сложились достаточно устойчивые определения данных понятий, которые в полной мере находят свое отражение в правоприменительной деятельности.

К примеру, под насилием понимается ««любое общественно опасное и противоправное непосредственное воздействие на жизнь и здоровье человека, его права и свободы» [11, с. 22].

Под угрозой применения насилия понимается «запугивание потерпевшего причинением вреда его жизни или здоровью, нарушением его физической неприкосновенности» [4, с. 527].

Исходя из приведенных выше определений, факт применения насилия в рамках квалификации преступного деяния устанавливается в соответствиис характером и степенью причинённого потерпевшему вреда, который может отражаться в негативном изменении состояния здоровья, причинении нравственных страданий, уменьшения установленных законом прав (например, права на свободу передвижения). Охрана общественных отношений от данных негативных последствий является прерогативой статей разделаVIIУК РФ. Многие из них, так или иначе, соотносятся с составом, предусмотренным пунктом «а» части 3 статьи 286 УК РФ.

Таким образом, при квалификации насильственного превышения должностных полномочий усматривается некоторый элемент конкуренции норм. Для наиболее полного анализа рассматриваемой нами проблемы необходимо углубиться в суть данного явления.

Конкуренция норм в уголовном праве имеет различные разновидности, существование которых обусловлено периодом регулирования уголовного правоотношения. На его базе происходит дальнейшая дифференциация конкуренции норм по ее видам.

По данному основанию выделяют конкуренцию норм при квалификации преступления, назначении наказания, освобождении от уголовной ответственности, освобождении от наказания, а также при погашении и снятии судимости [12, с. 416].

Безусловно, в рамках рассматриваемой нами темы, наибольший интерес представляет конкуренция норм при квалификации преступлений.

В рамках данного вида конкуренции выделяются темпоральный (хронологический), пространственный, иерархический и содержательный подвиды. Темпоральный и пространственный подвиды связаны с определением места и времени применения уголовно-правовых норм.

Их содержание является мало актуальным, в виду достаточного урегулирования данного вопроса существующим уголовным законом. Равно как и иерархический подвид лишен практической значимости, в виду положений части 1 статьи 1 УК РФ о единстве уголовного закона на территории Российской Федерации.

Таким образом, наибольшую сложность, а равно и наибольшую ценность для нас представляет содержательный подвид конкуренции уголовно-правовых норм при квалификации преступлений.

В рамках содержательной конкуренции при квалификации преступлений выделяются несколько различных ее видов. Бесспорной, а также в равной степени, принимаемой авторами в доктрине уголовного права, является конкуренция общей и специальной нормы [6].

Еще одним видом содержательной конкуренции, выделяемым некоторыми авторами, является так называемая конкуренция части и целого [9, с. 225].

Он определяется как наличие двух уголовно-правовых норм, находящихся между собой в отношении подчинения по содержанию, при котором одна из норм при данной совокупности обладает определёнными, только ей присущими признаками, тогда как вторая норма уже включает в себя эти признаки, а также имеет другие, дополняющие первую норму признаки.

Существует две позиции, сформировавшиеся в доктрине уголовного права, относительно природы данного правового явления. Согласно первой, конкуренция части и целого является примером конкуренции норм [9, с. 225].Согласно второй, конкуренция части и целого как таковая не является случаем конкуренции норм [14, с. 63].

Так, Н. Г. Кадников не рассматривает данный случай в рамках формирования методики квалификации преступлений при конкуренции норм [7, с. 25]. По нашему мнению, конкуренция норм части и целого, в виду существующего нормативного регулирования, скорее является случаем с элементом конкуренции, чем самостоятельным ее видом.

С учетом приведенных выше обстоятельств, соотношение норм раздела VII и пункта «а» части 3 статьи 286 УК РФ является случаем с элементами конкуренции. Соответственно, при разграничении составов необходимо применение определенных правил квалификации, которые, относительно рассматриваемого нами состава, не закреплены на законодательном уровне.

Наиболее оптимально, по нашему мнению, данный вопрос разрешается В. Н. Барковым. В частности, им выделяется три типичных модели квалификации, основанных на степени причиненного общественным отношениям вреда [13, с. 115].

Первая из них характеризуется ситуацией, в рамках которой при совершении преступления степень тяжести вреда, причиняемого дополнительному объекту, меньше или равна степени тяжести вреда, причиняемого основному объекту. В таком случае, квалификация производится по статье, предусматривающей посягательство на основной объект, квалификации по совокупности преступлений не требуется.

Вторая определяется совершением, в рамках которого преступления степень тяжести вреда, причиняемого дополнительному объекту, больше степени тяжести вреда, причиняемого основному объекту. Следовательно, требуется квалификация по совокупности преступлений.

Наконец, третья подразумевает наличие в соответствующей статье Особенной части УК РФ несколько альтернативно указанных дополнительных объектов. При этом, для квалификации преступления по этой статье достаточно причинения вреда хотя бы одному из них.

Руководствуясь указанными выше правилами и анализируя положения статей Особенной части УК РФ, безусловным является вывод о том, что угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, побои, истязание, незаконное лишение свободы, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью не требуют дополнительной квалификации при совершении преступления, предусмотренного пунктом «а» части 3 статьи 286 УК РФ.

В современной доктрине также встречается мнение о том, что подлежит выделить насилие неопасное для жизни и здоровья, а также угрозу применения насилия, в отдельный квалифицированный состав превышения должностных полномочий с одновременным снижением общественной опасности данного преступного посягательства. Считаем, что данная мера на данный момент не актуальна, поскольку нарушит баланс общественных отношений, охраняемых статьей 286 УК РФ [13, с. 121].

Относительно причинения тяжкого вреда здоровью ситуация не так однозначна. В доктрине существует несколько решений данной проблемы. Ряд авторов отмечают: дополнительная квалификация по ст. 111 УК РФ не требуется [5, с. 115].

Также, встречается мнение, согласно которому только части 1 и 2 статьи 111 УК РФ полностью охватываются пунктом «а» части 3 статьи 286 УК РФ, однако причинение тяжкого вреда здоровью при обстоятельствах, предусмотренных частями 3 и 4 рассматриваемой статьи, необходима квалификация по совокупности [8, с. 68].

Наконец, наиболее «экзотической» представляется позиция, согласно которой причинение тяжкого вреда здоровью охватывается частью 3 статьи 286 УК РФ, но требует вменение не только пункта «а», но и пункта «в» [10, с. 139].

По нашему мнению, наиболее оптимальным является решение данной проблемы Пленумом Верховного Суда РФ, согласно которому причинение какого-либо вреда здоровью, кроме тяжкого, квалифицируется по пункту «а» части 3 статьи 286 УК РФ [3]. Более того, Верховный Суд указал на излишнюю квалификацию причинения тяжкого вреда здоровью по совокупности с пунктом «в» части 3 статьи 286 УК РФ.

Убийство, совершенное при превышении должностных полномочий, образует идеальную совокупность преступлений. Превышение должностных полномочий характеризуется наличием у должностного лица определенных полномочий.

В рамках убийства, связанного с исполнением непосредственных служебных обязанностей, оно выходит за пределы этих полномочий, совершая действия, которые ни одно должностное лицо ни при каких обстоятельствах в процессе своей служебной деятельности совершить не может.

При этом вред причиняется одновременно двум объектам — интересам службы в конкретном публичном образовании и жизни потерпевшего. Несомненно, убийство это более общественно опасное преступление, которое не может охватываться только частью 3 статьи 286 УК РФ.

Оно требует квалификации по совокупности преступлений.

При этом убийство всегда сопряжено с применением насилия, следовательно, действия должностного лица, совершившего убийство при превышении должностных полномочий, всегда квалифицируются по соответствующему части и пункту статьи 105 УК РФ и пунктам «а» и «в» части 3 статьи 286 УК РФ.

Неосторожное причинение вреда здоровью или смерти при превышении должностных полномочий охватывается статьей пунктом «в» части 3 статьи 286 УК РФ. В пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.

2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» указывается, что неосторожное причинение смерти охватывается квалифицированным превышением должностных полномочий [2].

В данной ситуации причинение тяжких последствий характеризуется пренебрежением к жизни и здоровью потерпевшего.

Таким образом, на данный момент квалификация превышения должностных полномочий, сопряженного с применением насилия, носит относительно единообразный характер.

Наибольшие затруднения на практике вызывает причинение тяжкого вреда здоровью при превышении должностных полномочий. Для минимизации проблем в правоприменительной деятельности считаем, что Верховному Суду необходимо дополнить постановление Пленума N 19 от 16.10.

2009 в части соотношения положений части 3 статьи 286 УК РФ и преступлений, предусмотренных разделом VII УК РФ.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/309/69703/

Уголовное право. Особенная часть (главы XI-XXI)

Превышение должностных полномочий с применением насилия

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В 1997 г. было зарегистрировано 2153, в 1998 г. – 2639, в 1999 г. – 3001, в 2000 г. – 3384, в 2001 г. – 3695, в 2002 г. – 5414, в 2003 г. – 6189, в 2004 г. – 7911, в 2005 г. – 8939, в 2006 г. – 9185, в 2007 г. – 6736, в 2008 г. – 5804 преступления, предусмотренных ст. 286 УК РФ.

Часть 1 ст. 286 УК РФ предусматривает ответственность за совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Непосредственный объект превышения должностных полномочий, в принципе, не отличается от объекта преступного злоупотребления должностными полномочиями. Дополнительными объектами данного преступления могут выступать здоровье, честь и достоинство личности, конституционные и иные права и свободы и другие интересы человека, общества и государства.

Объективная сторона преступления характеризуется: 1) действиями (совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий), 2) вредными последствиями (существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства) и 3) причинной связью между указанными действиями и последствиями.

Норма, предусматривающая ответственность за превышение должностных полномочий, является специальной по отношению к норме об ответственности за злоупотребление должностными полномочиями. Превышение должностных полномочий есть специальная разновидность злоупотребления должностными полномочиями.

При отграничении злоупотребления должностными полномочиями от их превышения судебная практика исходит из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором — совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции.

Это могут быть действия, которые: а) относятся к полномочиям другого должностного лица (допустим, вышестоящего или работника другого ведомства); б) могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружия или специальных средств); в) никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить (например, нанесение побоев или применение иного насилия). В теории к указанным трем разновидностям превышения должностных полномочий обычно относят еще и совершение должностным лицом единолично действий, которые должны быть совершены только коллегиально1См., напр.: Уголовное право. Особенная часть / отв. ред. И Я. Козаченко, З.А. Незнамова. Г.П. Новоселов. С. 599..

Понятие вредных последствий данного преступления понимается также, как и при злоупотреблении служебными полномочиями.

Субъект преступления — должностное лицо, т.е.

, так же как и при злоупотреблении служебными полномочиями, представитель власти либо лицо, выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Субъективная сторона характеризуется умышленной виной (прямым или косвенным умыслом). Лицо осознает, что его действия явно выходят за пределы предоставленных полномочий, предвидит, что они приведут к причинению существенного вреда правоохранительным интересам, и желает наступления таких последствий либо сознательно допускает их наступление или безразлично относится к их наступлению.

Часть 2 ст. 286 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 этой статьи УК РФ, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (данный признак понимается так же, как в ст. 285 УК РФ).

Часть 3 ст. 286 УК РФ конструирует состав при особо отягчающих обстоятельствах. Его образуют деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 этой статьи УК РФ, если они совершены: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с применением оружия или специальных средств; в) с причинением тяжких последствий.

https://www.youtube.com/watch?v=F3CnVNqkQr8

Под применением насилия следует понимать нанесение побоев (ст. 116 УК РФ), причинение умышленного легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ), умышленное или по неосторожности причинение среднего вреда здоровью (ст.

112 и ч. 3 и 4 ст. 118 УК РФ), причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ), причинение истязания (ст. 117 УК РФ) и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст.

111 УК РФ).

Под угрозой применения насилия понимается угроза применения указанных выше видов насилия, а также угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ).

Причинение при превышении должностных полномочий умышленного тяжкого вреда здоровью при отягчающих и особо отягчающих обстоятельствах, а также убийства дополнительно квалифицируются по ч. 2,3 или 4 ст. 111 либо ч. 1 или 2 ст. 105 УК РФ.

Следует отметить, что угроза применения насилия при превышении должностных полномочий должна быть реальной. И только в этом случае она превращает простой состав этого преступления в особо квалифицированный.

Так, приговором районного суда С. был осужден по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ.

Он признан виновным в том, что, являясь должностным лицом (заместителем начальника следственного отдела ГОВД), совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан, с применением насилия и угрозы его применения.

Находясь в очередном отпуске, он пришел в дом В-ых и, явно превышая служебные полномочия, потребовал от В-a передачи Б. и П. денег в сумме 12 870 тыс. руб. (неденоминированных), полагая, что В. дважды продал тем одни и те же акции АО. Предъявляя требования. С. схватил В.

за отворот пиджака и угрожал поместить его в камеру изолятора временного содержания. В тот же день С. незаконно потребовал от В-ой расписку о выплате ею указанной суммы Б. и П. Та вынуждена была ее написать, так как С. угрожал лишить свободы ее мужа.

Судебная коллегия по уголовным делам областного суда оставила приговор без изменения. Заместитель Председателя ВС РФ в протесте поставил вопрос об изменении судебных решений: переквалификации действий С. с п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ на ч. 1 ст. 286 УК РФ. считая, что факт применения насилия либо угрозы насилия С.

при совершении преступления по делу не доказан. Президиум областного суда протест удовлетворил, указав при этом, что захватывание С. отворотов одежды В. не является применением насилия. Угрозу С. лишить свободы В.

также нельзя рассматривать как реальную угрозу применить насилие, поскольку оснований для его задержания не было.

Под применением оружия следует понимать применение огнестрельного, пневматического, газового и холодного оружия (его характеристику см. при рассмотрении содержания ст.

222 УК РФ) с целью причинения физического вреда (например, выстрел на поражение) либо с целью психического воздействия, когда использование оружия представляло реальную угрозу жизни или здоровью гражданина (например, выстрел из огнестрельного оружия произведен в непосредственной близи от потерпевшего, в связи с чем у последнего сложились основания считать, что его жизни и здоровью грозила реальная опасность). Если превышение должностных полномочий сопровождалось лишь демонстрацией оружия, не представлявшей реальной угрозы жизни и здоровью гражданина, то содеянное можно рассматривать как совершение данного должностного преступления с угрозой применения насилия.

К специальным средствам применительно к рассматриваемому квалифицированному составу относятся приспособления или устройства, предназначенные для отражения нападения преступников, прекращения массовых беспорядков и т.п.

(например, наручники, смирительная рубашка, средства типа «Черемуха», дубинки и т.п.). Понятие их применения либо угрозы их применения тождественны содержанию этих понятий применительно к применению или к угрозе применения оружия.

Понятие тяжких последствий является оценочным понятием и конкретизируется с учетом конкретных обстоятельств конкретного уголовного дела (к ним, например, относится причинение по неосторожности смерти потерпевшему, его психическое заболевание и т.п.).

Так, военный суд гарнизона признал подполковника, командира зенитно-ракетного дивизиона Б. виновным в превышении должностных полномочий, повлекших тяжкие последствия, т.е. в преступлении, предусмотренном п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ. Б.

отдал шестерых солдат «в аренду» для проведения строительных работ на даче у частного лица. Помимо прочего, солдаты должны были выкопать вокруг дома глубокую дренажную траншею.

Работа эта проводилась с грубым нарушением техники безопасности, в результате чего на работавших на дне траншеи солдат обвалилась ничем не укрепленная стена земляной траншеи. Под завалом оказались трое солдат.

Один из них смог выбраться из-под завала, другой также остался в живых, но получил перелом челюсти, перелом лопатки и травму глаза, а третий, К., задохнулся под осыпавшейся землей.

Источник: https://isfic.info/ugkurs2/naumov102.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.