Превышение должностных полномочий ук рб

65 Превышение власти или служебных полномочий

Превышение должностных полномочий ук рб

66. Превышение власти или служебных полномочий (ст. 216 УК) его отличие от злоупотребления властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК).

Превышение власти или служебных полномочий (ст. 426) представляет собой умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.

В отличие от злоупотребления властью или служ. полномочиями, при совершении данного преступления д.л. совершает такие действия по службе, которые и по форме не соответствуют служебной компетенции, и по содержанию являются незаконными.

Если превышение власти подразумевает такое действие по службе, которое выходит за рамки компетенции должностного лица, то злоупотребление – это совершение все-таки в пределах служебной компетенции данного должностного лица действия, которые признаются незаконными вследствие их противоречия интересам службы.

Решая вопрос о том, были ли превышены д.л. власть или служебные полномочия, необходимо точно установить круг, объем и сферу его служебных полномочий  – компетенцию. Следует учитывать, что полномочия д.л. по службе определяются не только соответствующими законами, но и иными актами законодательства, в т.ч. уставами, положениями. инструкциями, циркулярами, приказами и т.д.

Несмотря на то что превышение власти или служебных полномочий характеризуется совершением действий, которые явно выходят за пределы предоставленных д.л. полномочий, необходимо установить, что эти действия были совершены:

–                         по службе, т.е. связаны с использованием служебного положения;

–                        совершены д.л. при исполнении служ. обязанностей.

Для фиксации состава рассм-го преступления важно установить, что совершенные д.л. по службе действия явно выходили за пределы предоставленных ему полномочий.

Явность означает очевидность, бесспорность (прежде всего для самого д.л.) того, что совершенные им по службе действия не следует совершать, поскольку они не входят в круг его должностных полномочий.

  Если вопрос о превышении власти или служебных полномочий является спорным и д.л. превысило полномочия вследствие нечеткого распределения полномочий между вышестоящими и нижестоящими д.л.

, УО за  превышение власти или служебных полномочий исключается.

Превышение власти или служебных полномочий может выражаться только в активных действиях. Действия по службе, характеризующиеся превышением власти или служебных полномочий, состоят:

1.    в совершении действий по службе, которые относятся к компетенции вышестоящего д.л. данного ведомства;

2.    в совершении действий, входящих в компетенцию д.л. другого ведомства;

3.    в совершении действий, входящих в компетенцию коллегиального органа;

4.    в совершении, хотя и входящих в компетенцию данного д.л., но совершение которых допустимо лишь при определенных условиях, отсутствующих в данном случае;

5.    в совершении действий, которые не правомочно совершать ни одно д.л.

Превышение власти или служебных полномочий влечет УО, если это повлекло причинение  ущерба в крупном размере или существенный вред правам и законным интересам граждан либо гос. или общественным интересам.

Между превышением власти или служебных полномочий и наступившими последствиями должна прослеживаться причинная связь.

Субъектом  превышения власти или служебных полномочий м.б. только д.л.

С субъективной стороны  превышение власти или служебных полномочий характеризуется только умышленной (в виде прямого умысла) виной по отношению к совершению действий, явно выходящих за пределы служебных полномочий лица, и умышленной или неосторожной виной к наступившим последствиям.

Для квалификации превышения власти или служебных полномочий по ч.2 ст. 426  необходимо установить, что д.л. совершило указанные действия по службе из корыстной или иной личной заинтересованности.

Ч.3 ст. 426  предусматривает ответственность за превышение власти или служебных полномочий, совершенное д.л. занимающим ответственное положение (ч.5 ст. 4) или повлекшее тяжкие последствия.

5. Под должностными лицами, занимающими ответственное положение, понимаются:

1) Президент РБ, Председатель Палаты представителей и Председатель Совета Республики Национального собрания РБ, Премьер-министр РБ и их заместители;

2) руководители государственных органов, непосредственно подчиненных или подотчетных Президенту, Парламенту, Правительству РБ, и их заместители;

3) руководители местных Советов депутатов,  ИРО и их заместители;

4) судьи;

5) прокуроры областей, города Минска, прокуроры районов (городов), межрайонные и приравненные к ним прокуроры и их заместители;

6) начальники следственных подразделений, органов дознания и их заместители, следователи.

Особым видом превышения власти или служебных полномочий, квалифицируемых по ч.3 ст. 426, является превышение, сопряженное с насилием, мучением или оскорблением потерпевшего либо применением оружия или специальных средств.

Превышение власти или служ. полномочий при наличии в содеянном указанных квалифицирующих обстоятельств влечет УО даже в том случае, если не наступили последствия, предусмотренные ч.1 ст. 426, и может проявляться в следующих формах:

–        в совершении д.л. действий по службе, которые сами по себе явно превышают должностные полномочия и к тому же сопряжены с вышеперечисленными квалифицирующими обстоятельствами.

–        в превышении власти или служебных полномочий, которое изначально выражается в насильственных действиях в отношении потерпевшего, оскорблении либо незаконном применении оружия или специальных средств, то есть в совершении по службе таких действий, которые д.л. вообще не вправе совершить либо вправе, но при наличии определенных условий, отсутствующих в данном случае.

Насилие или иные указанные выше обстоятельства могут рассматриваться в качестве квалифицирующих лишь в том случае, если бы они были допущены должностным лицом в процессе использования им служебных полномочий.

Фактическое насилие может проявляться в причинении потерпевшему побоев, физической боли, телесных повреждений, смерти, в ограничении или лишении свободы, в изнасиловании.

психическое насилие выражается в реальной угрозе применения описанного выше физического насилия в отношении самого потерпевшего или его близких.

С учетом сравнительной оценки тяжести преступлений превышение власти или служебных полномочий, сопровождавшееся умышленным причинением смерти, а равно изнасилованием, квалифицируется по совокупности преступлений.

Причинение мучений – это совершение таких действий в отношении потерпевшего, которые причиняют ему физические или психические страдания (лишение пищи, воды, помещение в комнату «шумов», ущемление головы, применение иного физ. насилия, причиняющего нестерпимую боль или страдания).

Под оскорблением понимается унижение чести и достоинства потерпевшего в словесной форме или действием.

Под применением оружия или специальных средств  понимается их реальное использование для причинения вреда потерпевшим (выстрел, удар резиновой дубинкой, холодным оружием, впрыскивание паров газа, электрошоковое воздействие и т.д.

), а равно попытка применения указанных средств.  Оружие должно применяться в соответствии с его поражающими свойствами.

В противном случае речь должна идти об обычном насилии как квалифицирующем признаке превышения власти или служебных полномочий.

К «оружию» относится как огнестрельное, так и холодное оружие, а также газовые пистолеты. К «специальным средствам» относятся наручники, смирительные рубашки, резиновые дубинки, газовые баллончики, электрошок, водометы и т.п.

Источник: https://studizba.com/lectures/117-jurisprudencija/1779-ugolovnoe-pravo-respubliki-belarus/34773-65-prevyshenie-vlasti-ili-sluzhebnyh-polnomochij.html

Адвокат по должностным преступлениям/Минск

Превышение должностных полномочий ук рб

Преступления против интересов службы (должностные преступления) относятся к коррупционным преступлениям, в этой связи они представляют особую общественную значимость.

Достаточно сказать, что в настоящее время, к лицам осужденным к лишению свободы за коррупционные преступления фактически не применяют условно-досрочное освобождение от наказания.

Можно выделить общие признаки характерные для всех преступлений против интересов службы.

В частности:

  • преступления совершаются должностным лицом;
  • совершение преступлений связано с использованием должностным лицом служебных полномочий;
  • служебные полномочия используются вопреки интересам службы;
  • в результате совершения преступления причиняется существенный вред или ущерб в крупном размере;
  • между причинением вреда или ущерба всегда имеется причинная связь с действиями совершёнными должностным лицом.

Таким образом, рассмотрение указанных выше преступлений напрямую связано с понятием должностного лица и его должностными полномочиями.

Само понятие должностного лица содержится в ч. 4 ст.4 УК Республики Беларусь. Если кратко, то к должностным лицам относятся все представители власти, а также лица, наделенные полномочиями управлять персоналом или распоряжаться имуществом предприятия, организации и т.д.

Понятие должностного лица занимающего ответственное положение содержится в ч.5 ст.4 УК Республики Беларусь. Если кратко, то к ним относятся представители власти, должности которых включены в кадровый реестр Президента или Совета министров.

При совершении преступлений против интересов службы уголовная ответственность существенно возрастает при совершении преступления должностным лицом занимающим ответственное положение.

При рассмотрении дел данной категории особое внимание должно уделяться изучению должностных полномочий лица, содержащихся в учредительных документах предприятий, организаций и учреждений, трудовых контрактах и должностных инструкциях, изучению нормативных актов, регулирующих экономическую деятельность субъектов хозяйствования, включая локальные нормативные акты.

К преступлениям против интересов службы относятся:

— Статья 424.Злоупотребление властью или служебными полномочиями;

Действия лица совершаются в рамках его служебных полномочий, но явно вопреки интересам службы.

Понятие — интересы службы, нигде не определено и относится к оценочному понятию.

В этом смысле, любой деловой риск, может рассматриваться как злоупотребление, если такими действиями должностного лица предприятию, организации причинен ущерб в крупном размере.

В частности, УК определяет деловой риск, который не является преступлением, как действия (бездействия — ст.425 УК), причинившие вред (это понятие включает и имущественный ущерб), если они были совершены в условиях обоснованного риска для достижения общественно полезной цели.

Очевидно, что объективно можно доказывать наличие или отсутствие действий, а также факт причинения вреда.

А вот такие признаки как обоснованность риска или общественная польза цели, являются весьма оценочными понятиями.

В этой связи, понятие деловой риск — практически мертвая норма.

— Статья 425. Бездействие должностного лица;

Если статья 424 — это всегда действия, то ст.425 УК — это её противоположность. Лицо умышленно не совершает действия, которые оно, в рамках возложенных на него служебных обязанностей, должно было и могло совершить.

​- Статья 426. Превышение власти или служебных полномочий;

Лицо совершает действия, которые явно выходят за пределы его полномочий предоставленных ему по службе.

— Статья 427. Служебный подлог;

Лицо умышлено, с использованием своих служебных полномочий, вносит в документы, имеющие юридическую значимость, ложные сведения и записи, осуществляет подделку документа, либо составление и выдачу ложных документов.

​- Статья 428. Служебная халатность;

Лицо не совершает, либо совершает плохо, возложенные на него должностными обязанностями действия. Может быть совершено только ввиду недобросовестного или небрежного отношения к службе, но не с прямым умыслом.

​- Статья 429. Незаконное участие в предпринимательской деятельности;

Субъектом преступления может быть только должностное лицо, находящееся на государственной службе.

— Статья 430. Получение взятки;

— Статья 431. Дача взятки;

— Статья 432. Посредничество во взяточничестве;

— Статья 433. Принятие незаконного вознаграждения.

Субъектом преступления являются работники государственного органа либо иной государственной организации, не относящиеся к должностным лица.

Источник: https://advokatmyalik.by/advokat-po-dolzhnostnym-prestuplenija-st-424-433-uk/

Ст. 426 УК РБ. Превышение власти или служебных полномочий

Превышение должностных полномочий ук рб

1. Умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (превышение власти или служебных полномочий), –

наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, –

наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3.

Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия, а равно умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, сопряженное с насилием, мучением или оскорблением потерпевшего либо применением оружия или специальных средств, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Ст. 427 УК РБ. Служебный подлог

1. Внесение должностным или иным уполномоченным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, либо подделка документов, либо составление и выдача заведомо ложных документов, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, при отсутствии признаков более тяжкого преступления –

наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок, или лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же действия, совершенные с целью искажения данных государственной статистической отчетности, –

наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Ст. 428 УК РБ. Служебная халатность

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, либо незаконные отчуждение или уничтожение государственного имущества, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере, в том числе при его разгосударствлении или приватизации, –

наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 127. Геноцид

Действия, совершаемые с целью планомерного уничтожения полностью или частично какой-либо расовой, национальной, этнической, религиозной группы или группы, определенной на основе любого другого произвольного критерия, путем убийства членов такой группы или причинения им тяжких телесных повреждений, либо умышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение такой группы, либо насильственной передачи детей из одной этнической группы в другую, либо принятия мер по воспрепятствованию деторождения в среде такой группы (геноцид), –

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати пяти лет, или пожизненным заключением, или смертной казнью.

СУДЬЯ, ПРИЗНАННЫЙ ВИНОВНЫМ, СЯДЕТ В ТЮРЬМУ, И ОСВОБОЖДАТЬ ЕГО НИКТО НЕ БУДЕТ. В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ УКАЗЫВАЙТЕ ЕМУ СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РБ, указанные ниже.

Статья 82 УК РБ. Общие положения об освобождении от уголовной ответственности и наказания

1. Лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности или наказания либо досрочно освобождено от отбывания назначенного судом наказания лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Если в качестве условия освобождения от уголовной ответственности предусмотрена уплата уголовно-правовой компенсации, решение об освобождении лица от уголовной ответственности принимается после ее внесения на депозитный счет органа, ведущего уголовный процесс.

Уплата уголовно-правовой компенсации не освобождает лицо от обязанности возместить причиненный преступлением ущерб (вред) и (или) уплатить доход, полученный преступным путем, если указанные условия предусмотрены в качестве таковых для принятия решения об освобождении от уголовной ответственности.



Источник: https://infopedia.su/17x4d85.html

Превышение власти или служебных полномочий

Превышение должностных полномочий ук рб

В системе преступлений против интересов службы серьезную опасность представляет превышение власти или служебных полномочий, предусмотренное ст. 426 уголовного кодекса Республики Беларусь.

В отличие от злоупотребления властью или служебными полномочиями данное преступление состоит в совершении действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий должностного лица. При этом такое превышение может заключаться в совершении действий, входящих в компетенцию вышестоящих должностных лиц, либо других лиц или коллегиальных органов.

Превышением власти или служебных полномочий будет также совершение действий, которые должностное лицо было не вправе совершать ни при каких условиях (оскорбление, насилие, угрозы и т.п.).

Превышение власти или служебных полномочий признается преступлением только лишь в случае наступления последствий в виде причинения ущерба в крупном размере, существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам. О содержании указанных последствий уже говорилось. Они аналогичны последствиям, образующим признаки злоупотребления властью или служебными полномочиями.

Аналогичны и квалифицирующие признаки данного преступления (совершение из корыстной или иной личной заинтересованности – ч. 2 ст. 426 уголовного кодекса Республики Беларусь, совершение преступления лицом, занимающим ответственное положение, наступление тяжких последствий – ч. 3 ст. 426 уголовного кодекса Республики Беларусь).

Однако, если совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его прав и полномочий, предоставленных ему по службе, сопряжено с насилием, мучением или оскорблением потерпевшего либо применением оружия или специальных средств, уголовная ответственность, и при этом повышенная, наступает независимо от наступления каких-либо последствий. Действия должностного лица потому и считаются превышением власти или служебных полномочий, что они сами по себе преступны.

Под насилием понимается любое физическое или психическое воздействие на лицо. При этом физическим насилием охватывается любое насилие (побои, удары, ограничение или лишение свободы и т.п.). Психическое насилие – это угрозы применением физического насилия.

Под мучениями понимается причинение особых страданий потерпевшему (длительное лишение пищи, питья или тепла, помещение лица во вредные для здоровья условия и т.п.).

Оскорбление – это умышленное унижение чести и достоинства личности потерпевшего, выраженное в неприличной форме.

Применение оружия означает фактическое применение любого вида оружия (огнестрельного, холодного, газового и т.п.

), использование его для физического воздействия на потерпевшего, а также для психического воздействия на него (угрозы применением физического воздействия).

Применение специальных средств означает фактическое незаконное (то есть в случаях, не вызываемых необходимостью) применение специальных средств, предназначенных для иных, полезных целей (наручники, дубинки, слезоточивый газ и т.п.).

Например, начальник автотранспортного комбината под угрозой применения газового пистолета заставил водителя автобуса, отказывавшегося выехать в рейс по состоянию здоровья, сесть за руль и выехать.

Превышение власти или служебных полномочий считается одним из опасных преступлений против интересов службы.

Вышеупомянутым Законом от 22 июля 2003 г. санкции за это преступление были также ужесточены.

За преступление, совершенное без отягчающих обстоятельств, максимальный предел наказания в виде лишения свободы был повышен с двух до трех лет, в связи с чем оно перешло из категории преступления, не представляющего большой общественной опасности, в менее тяжкое преступление.

За это преступление, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, максимальный срок лишения свободы увеличился с трех до шести лет. А за преступление, совершенное при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 426 уголовного кодекса Республики Беларусь), максимальный срок лишения свободы увеличен с восьми до десяти лет.

Бездействие должностного лица и служебная халатность.

Бездействие должностного лица, ответственность за которое предусмотрена в ст. 425 уголовного кодекса Республики Беларусь, состоит в умышленном бездействии должностного лица, которое оно допускает вопреки интересам службы, то есть в несовершении им действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей.

Такое бездействие влечет ответственность, если оно было сопряжено с попустительством преступлению либо повлекло указанные в ст. 425 уголовного кодекса Республики Беларусь последствия в виде: причинения ущерба в крупном размере, существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (ч. 1 ст. 425 уголовного кодекса Республики Беларусь).

Чтобы установить наличие в поведении должностного лица преступного бездействия, необходимо, прежде всего, определить, какие конкретно действия оно должно было совершить, исходя из круга его полномочий. Кроме того, необходимо установить, могло ли в конкретной ситуации данное должностное лицо выполнить возложенные на него обязанности и совершить действия, охватываемые его компетенцией.

Неисполнение должностным лицом действий, сопряженных с попустительством преступлению, означает умышленное невоспрепятствование готовящемуся или совершаемому преступлению.

При этом за данное деяние подлежит ответственности не любое должностное лицо, а лицо, обязанное в силу своей компетенции противодействовать преступной деятельности (например, работники милиции, начальники военных подразделений, руководители предприятий, учреждений, организаций и т.п.).

Например, директор мясокомбината, зная, что с его предприятий систематически похищается продукция их работниками, не предпринимает никаких мер в целях пресечения преступной деятельности этих лиц, боясь, например, огласки, падения авторитета и т.п. При этом не требуется наступления каких-либо последствий, указанных в ст.

425 уголовного кодекса Республики Беларусь (причинение ущерба в крупном размере, существенного вреда правам и интересам граждан и др.). В данном случае само совершение преступления делает преступным бездействие должностного лица, не воспрепятствовавшего его совершению.

В других случаях бездействие должностного лица (если оно не сопряжено с попустительством преступлению) влечет ответственность лишь при наличии указанных выше последствий. Они аналогичны последствиям применительно к ранее рассмотренным преступлениям против интересов службы.

Аналогичны и квалифицирующие признаки данного преступления: бездействие из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 ст. 425 уголовного кодекса Республики Беларусь), совершение лицом, занимающим ответственное положение, и наступление тяжких последствий (ч. 3 ст. 425 уголовного кодекса Республики Беларусь).

Сходным в некоторой степени с бездействием должностного лица является служебная халатность, предусмотренная в ст. 428 уголовного кодекса Республики Беларусь.

Она заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом своих служебных обязанностей.

Но такие бездействие (неисполнение) либо действие (ненадлежащее исполнение) являются не умышленными, а неосторожными, как следствие недобросовестного или небрежного отношения к службе.

Ответственность за служебную халатность связывается с наступлением последствий в виде причинения ущерба в особо крупном размере, а также в виде причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.

В качестве квалифицирующего признака указанного состава преступления закон устанавливает наступление тяжких последствий, особо выделяя при этом смерть человека. К иным тяжким последствиям следует также отнести причинение одному или более лицам тяжких телесных повреждений, причинение менее тяжких телесных повреждений большому количеству людей и т.п.

Незаконное участие в предпринимательской деятельности.

Законом от 14 июня 2003 г. “О государственной службе в Республике Беларусь” установлены определенные ограничения для государственных служащих, что вытекает из их особого статуса как лиц, уполномоченных государством на выполнение соответствующих функций. В качестве одного из ограничений, связанных с государственной службой, в ст.

22 Закона предусмотрено, что государственный служащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение.

Данная норма призвана обеспечить равенство граждан в реализации своего права на занятие предпринимательской деятельностью, исключить “обходные пути” для этого, выражающиеся в льготах, покровительстве, предоставлении преимущества для тех лиц, которые, имея доступ к государственной службе, могут успешно решать свои личные проблемы.

Но лица, находящиеся на государственной службе, но не относящиеся к должностным лицам, уголовной ответственности за незаконное участие в предпринимательской деятельности не несут.

В ст. 429 уголовного кодекса Республики Беларусь предусмотрена такая ответственность лишь должностных лиц, находящихся на государственной службе.

Преступными признаются следующие альтернативные действия должностного лица:

  • 1) учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность;
  • 2) участие в управлении организацией, осуществляющей такую деятельность.

Учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, означает создание любой коммерческой организации или некоммерческой организации, но осуществляющей предпринимательскую деятельность.

Участие в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, – это осуществление должностным лицом лично или через доверенное лицо каких-либо управленческих функций в этой организации (например, участие в коллективных управленческих органах организации в качестве их члена, работа по совместительству в качестве сотрудника организации, выполняющего функции по ее управлению).

Ответственность за указанные действия наступает лишь в том случае, если должностное лицо, используя свои служебные полномочия, предоставило организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, льготы и преимущества либо покровительство в иной форме (например, обеспечило льготное кредитование или налогообложение).

Субъектом данного преступления является должностное лицо, находящееся на государственной службе. Понятие должностного лица и государственной службы мы рассмотрели ранее.

Данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

Указанным выше Законом от 22 июля 2003 г. ответственность за это преступление также усилена.

Теперь за его совершение может быть назначено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (такое наказание осталось без изменений), ограничение свободы на срок до трех лет (ранее было – до двух) или лишение свободы на срок до пяти лет (ранее было – до двух).

Таким образом, анализ преступлений против интересов службы показывает, что уголовный закон устанавливает под угрозой весьма строгих наказаний запреты на совершение различных деяний, способных причинить существенный вред общественным отношениям, обеспечивающим нормальную деятельность как государственных, так и негосударственных органов и организаций, их авторитету.

Должностные лица, а также иные лица, находящиеся на службе, ответственны за выполнение доверенных им функций и в силу ст. 59 Конституции Республики Беларусь обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности.

В группу преступлений против интересов службы входят также получение взятки (ст. 430 уголовного кодекса Республики Беларусь), дача взятки (ст. 431 уголовного кодекса Республики Беларусь), посредничество во взяточничестве (ст.

432 уголовного кодекса Республики Беларусь) и получение незаконного вознаграждения работниками государственного органа либо иной государственной организации (ст. 433 уголовного кодекса Республики Беларусь).

Но эти преступления требуют самостоятельного анализа.

Источник: https://vuzlit.ru/1351387/prevyshenie_vlasti_sluzhebnyh_polnomochiy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.