Принципы построения судебной системы

Судебная система Российской Федерации: понятие, принципы построения (организации правосудия) и структура

Принципы построения судебной системы

Под судом следует понимать учреждённый законом в качестве такового особый орган государственной власти, который специфическими средствами и специальным аппаратом осуществляет судебную власть посредством судопроизводства.

В своей совокупности суды в Российской Федерации образуют судебную систему, под которой следует понимать единство взаимосвязанных судебных органов различных территориальных уровней юрисдикции, которое, исходя из разграничения компетенции при осуществлении правосудия, обеспечивает права и свободы личности, защиту конституционного строя Российской Федерации и соответствие актов органов публичной власти Конституции Российской Федерации, а также соблюдение законности и справедливости в правоприменительной деятельности.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», организуется (строится) и функционирует в соответствии со следующими принципами:

  • 1) единство судебной системы Российской Федерации, которое обеспечивается, во-первых, её установлением только Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», во-вторых, соблюдением всеми судами и судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства, в-третьих, применением всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации, в-четвёртых, признанием обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу, в-пятых, законодательным закреплением единства статуса судей и, в-шестых, финансированием федеральных судов и мировых судей только из федерального бюджета;
  • 2) осуществление правосудия в Российской Федерации только судами, учреждёнными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных названным федеральным конституционным законом, не допускается;
  • 3) самостоятельность судов, которая, во-первых, выражается в том, что суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону, и, во-вторых, обеспечивается тем, что суд при рассмотрении дела руководствуется правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу;
  • 4) полнота судебной власти, которая обеспечивается тем, что вступившие в законную силу решения судов, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации;
  • 5) участие граждан в осуществлении правосудия, обеспечивающееся посредством предусмотренного федеральным законом порядка наделения граждан Российской Федерации полномочиями присяжных, народных и арбитражных заседателей, которые исполняются на условиях гражданского долга и вознаграждения из федерального бюджета.

Структура судебной системы Российской Федерации определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации частями 2 – 4 статьи 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и включает однородные группы судебных органов, представляющие собой подсистемы судов, обеспечивающие в своей совокупности осуществление правосудия в присущих им организационных и процессуальных формах.

Конституционное значение имеет построение судебной системы Российской Федерации с учётом федеративной природы российского государства, в силу которого она включает:

  • 1) подсистему федеральных судов, к которым относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации;
  • 2) подсистему судов субъектов Российской Федерации, к которым относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации; мировые судьи.

Деление судебной системы Российской Федерации может быть проведено и с учётом общности специфики рассматриваемых дел (конфликтов и споров). Так, в зависимости от этого судебная система Российской Федерации включает:

  • а) Конституционный Суд Российской Федерации;
  • б) подсистему судов общей юрисдикции;
  • в) подсистему арбитражных судов;
  • г) конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.

Источник: https://studwood.ru/1188967/pravo/sudebnaya_sistema_rossiyskoy_federatsii_ponyatie_printsipy_postroeniya_organizatsii_pravosudiya_struktura

Принципы построения судебной системы РФ

Принципы построения судебной системы

Судебная власть реализуется посредством специального института – судебной системы.

Судебная система – это:

1. совокупность всех судов в РФ;

2. правила и принципы, на которых основана организация и функционирование судов.

В основе судебной системы РФ лежат суды – специально уполномоченные органы, созданные с целью рассмотрения по существу уголовных дел, а также разрешения споров между физическими и юридическими лицами, а также – осуществления иной деятельности, отнесенной законом к их компетенции (т.е. для судопроизводства). Практически все суды РФ являются государственными органами, исключение составляют третейские суды, которые рассматривают, в основном, споры, связанные с предпринимательской деятельностью[8].

В соответствии с ч. 3 ст. 118 Конституции РФ судебная система РФ устанавливается самой Конституцией и федеральным конституционным законом. Однако, в Конституции РФ судебная система обозначена лишь в общих чертах. Более подробно она представлена в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (ред. 06.12.2011).

Согласно положениям данного закона, в Российской Федерации существует несколько видов судов, при этом суды делятся по уровню (на федеральные и суды субъектов) и по компетенции (по видам судопроизводства).

Рассмотрим деление по уровням.

Федеральные суды называются так потому, что они осуществляют судебную власть от имени РФ, их судьи назначаются исключительно федеральными (общероссийскими) органами государственной власти.

Финансирование федеральных судов производится только из федерального бюджета, что должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральными законами и деятельность их осуществляется на основании исключительно федерального законодательства.

Суды субъектов РФ осуществляют правосудие от имени соответствующего субъекта РФ и финансируются из его бюджета (за исключением мировых судей)[9]. Судьи этих судов назначаются (избираются) в соответствии с законодательством субъекта РФ. В настоящее время к судам субъектов РФ относятся два вида судов: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

Деление судовпо их компетенцииосновано на рассмотренных выше видах судопроизводства. Именно деление судов по компетенции явилось главным принципом формирования судебной системы РФ.

Федеральным судом, осуществляющим конституционное судопроизводство, является Конституционный Суд РФ. Этот суд представлен в единственном числе – у него нет поднадзорных и нижестоящих в отношении его судов.

Конституционные суды действуют в настоящее время и в ряде республик в составе Российской Федерации, но они относятся к подсистеме судов субъектов РФ и не подчинены Конституционному Суду РФ.

Основная задача Конституционного Суда РФ – проверка соответствия законов и других нормативно-правовых актов Конституции РФ, а конституционные суды республик проверяют соответствие законов и нормативно-правовых актов, принятых в этой республике, своей республиканской конституции.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ по уровню являются судами субъектов и, как уже было сказано, не являются нижестоящими судами по отношению к Конституционному суду РФ.

В Санкт-Петербурге 24 мая 2000 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга был принят #G0Закон Санкт-Петербурга «Об Уставном суде Санкт-Петербурга».#G1

Остальные федеральные суды составляют единую централизованную систему, во главе которой стоит Верховный суд РФ.

Для описания судебной системы используются такие понятия, как звенья и инстанции.

Понятие звена судебной системы определяет место конкретного суда в иерархической системе (вышестоящих – нижестоящих) судов.

Поскольку Конституционный Суд РФ, равно как и конституционные и уставные суды субъектов РФ представлены в единственном числе, то звенья судебной системы предусмотрены только в арбитражных судах, военных судах и судах общей юрисдикции.

Понятие звена судебной системы – скорее, рабочий термин, подчеркивающий, что суды одного звена – независимо от их численности и внутренней структуры – обладают одним и тем же спектром полномочий.

Особенно часто это понятие используется применительно к территориальным судам общей юрисдикции, поскольку численность судей в составе суда города или района может колебаться от одного судьи (в малонаселенном сельском районе) до нескольких десятков (в крупном городе); а компетенция и полномочия суда при этом – одни и те же.

Судебные инстанции выделяются в соответствии с определенной процессуальной компетенцией судов по обеспечению правосудия. Это понятие также применимо только к судам общей юрисдикции и арбитражным судам.

Суды первой инстанцииразрешают юридическое дело в первый раз и по существу. В этой инстанции в состязательном порядке выслушиваются стороны судебного процесса (истцы и ответчики, защитники и обвинители и т.д.

), непосредственно допрашиваются свидетели, исследуются в полном объеме доказательства и от имени государства выносится решение либо приговор по рассмотренному делу. В подсистеме судов общей юрисдикции судом первой инстанции может быть суд любого звена.

В подсистеме арбитражных судов таковыми являются арбитражный суд субъекта РФ.

Решение суда, принятое в первой инстанции, может быть обжаловано.

Не вступившее в законную силу решение суда первой инстанции обжалуется в апелляционном порядке. Суды апелляционной инстанцииразрешают юридические делаповторно по правилам судопроизводства в судах первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции может оставить решение суда первой инстанции без изменения, а может отменить его или изменить. При этом суд апелляционной инстанции – единственный суд, который может, в случае уголовных дел, отменить оправдательный приговор или пересмотреть приговор в сторону его усугубления.

Решение суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке.

В подсистеме арбитражных судов судом апелляционной инстанции является арбитражный апелляционный суд (суд второго звена) в отношении решений, принятых арбитражным апелляционным судом субъекта. В подсистеме судов общей юрисдикции судом апелляционной инстанции являются все суды, кроме мировых судей (включая Верховный Суд РФ).

Решения суда апелляционной инстанции может быть обжаловано либо опротестовано в кассационном порядке.

Суды кассационной инстанциипересматривают дела в ином процессуальном порядке.

Суд кассационной инстанции проверяют законность и обоснованность решений судов первой и апелляционной инстанций, вступивших в законную силу.

В судах кассационной инстанции не допрашиваются свидетели, не исследуются доказательства и т. д., а проверяется только сам судебный акт – на его законность и обоснованность.

Суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции, внести в него изменения, либо отправить дело на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, а уголовное дело, кроме того, на дополнительное предварительное расследование.

В подсистеме судов общей юрисдикции судами кассационной инстанции являются суды в субъектах РФ, приравненные к ним суды, а также – Верховный Суд РФ.

В подсистеме арбитражных судов судом кассационной инстанции является только федеральный арбитражный суд округа (суд второго звена)

Суды надзорной инстанциипо протестам прокурора либо председателя суда или его заместителя проверяют законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных решений. В настоящее время единственным судом. Осуществляющим надзорное производство, является Верховный суд РФ.

Кроме того, все суды являются судами, осуществляющими пересмотр дела по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

Эта инстанция предполагает пересмотр вступивших в законную силу решений суда в случаях, когда либо открылись обстоятельства, который не были известны суду при вынесении решения, либо появились новые, ранее не существовавшие обстоятельства.

К таким новым обстоятельствам обычно относятся вступившие в силу решения Конституционного суда РФ либо Европейского суда по правам человека, которые признают неконституционной (противоречащей Конвенции о защите прав человека и основных свобод) норму права, на основании которой было вынесено судебное решение. Пересмотр дела по вновь открывшимся и новым обстоятельствам осуществляют суды, принявшие пересматриваемое решение.

Основанием для пересмотра судебного решения может являться соответствующая жалоба (апелляционная, кассационная) или представление прокурора.

Деятельность любого суда обеспечивает аппарат суда – структурное подразделение суда, обеспечивающее его деятельность. Аппарат суда может быть представлен как только секретарем суда, так и несколькими подразделениями – канцелярией, секретариатом, группой секретарей судебных заседаний и т.д. состав аппарата зависит от уровня суда и количества судей.

Источник: https://studopedia.ru/18_9713_printsipi-postroeniya-sudebnoy-sistemi-rf.html

Принципы построения российской судебной системы

Принципы построения судебной системы

Судебная система есть совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти. В связи с этим необходимо определить, что есть судебная власть. По определению О.А.

Галустьяна, судебная власть это вид государственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченными органами государства (суд, судья), содержание которой составляют полномочия по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел и экономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства[1].

Конституция устанавливает судебную систему страны, но не определяет состава судебной системы. Судебная система РФ установлена ФКЗ РФ «О судебной системе РФ»[3]. Часть 2 ст.

4 Закона четко определяет круг судебных органов – т.е.

состав судебной системы России: В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Ниже в этой же статье дается исчерпывающий перечень федеральных судов:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Выводы по анализу данной статьи Закона следующие: судебная система это сложно организованная система судебных органов, состоящая из отдельных подсистем (федеральные суды и суды субъектов федерации).

Судебную систему можно разложить на три элемента – федеральные суды, конституционные и мировые.

То есть, в законе мы видим конституционное деление системы судов на виды и звенья по признакам предмета их ведения, занимаемого в системе государственного устройства положения, характера юрисдикции, объема инстанционных полномочий.

Основным принципом построения судебной системы России является ее единство. Государством устанавливаются правовые гарантии реализации и соблюдения этого принципа.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем (ст.3 Закона):

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Совокупность избранных законодателем основных принципов построения судебной системы и их содержание характеризуют направленность развития российского судоустройства на дальнейшую демократизацию, на выполнение главнейшей задачи правосудия – охраны прав и свобод граждан.

Утверждение принципа единства необходимо для исключения отступлений в судоустройственном нормотворчестве от общих установлений Конституции РФ и федерального конституционного законодательства в сфере правового регулирования организации судебной власти в Российской Федерации.

Единство построения судебной системы заключается в общем подходе к правовому регулированию основ судебной власти, известной унификации источников этого регулирования, в закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования судебной системы[4].

Суды призваны творить правосудие, в этом их назначение и полномочия. Само слово «правосудие» состоит из корней «право» и «суд», т.е. по своему прямому этимологическому смыслу означает осуществление права судом.

22. Судебная инстанция: понятие и виды. Соотношение судебной инстанции и судебного звена

Единство судебной системы предусматривает многообразие внутренних отношений, которые определяются организационными и функциональными связями. Организационные связи регулируются законодательством о судоустройстве, функциональные – законодательством о судопроизводстве.

С точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти. С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее.

Применительно к территориальным судам общей юрисдикции:

– основное звено – районные суды;

– среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

– высшее звено – Верховный Суд РФ. Военные суды:

– основное звено – гарнизонные военные суды;

– среднее звено – окружные (флотские) военные суды;

– высшее звено – Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда).

Арбитражные суды:

– основное звено – арбитражные суды субъектов РФ;

– среднее звено – окружные арбитражные суды;

– высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ. Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела.

Правосудие по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворения в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражному делам. Дела по первой инстанции рассматривают все суды.

Большинство уголовных и гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных – арбитражными судами в субъектах рФ.

Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.

Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора.

По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.

Апелляционная инстанция имеет особенность: отменив решение суда первой инстанции, этот же суд может заново рассмотреть дело с вынесением нового решения или приговора.

Рассмотрение дел в порядке надзора возможно после того, как ранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке.

Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду.

Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется только по протесту ограниченного круга лиц, прямо перечисленных в законе, в структурных подразделениях судов среднего звена или в судах высшего звена.

Суд апелляционной инстанции

Апелляционная инстанция – это повторное рассмотрение дела, рассмотренного только мировым судьей, на решение не вступившее в законную силу, если на него поступила апелляционная жалоба. Это рассмотрение с новой проверкой ранее рассмотренных и вновь представленных доказательств.

Согласно ст. 320 ГПК РФ в апелляционном порядке могут быть обжалованы решения мировых судей (Районные суды, Арбитражные суды субъектов)

Суд апелляционной инстанции, действуя как суд второй инстанции, решает те же задачи, что и суд кассационной инстанции.

Субъектами права на обжалование в апелляционном порядке не вступившего в законную силу приговора (постановления) суда первой инстанции являются: осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, государственный обвинитель или вышестоящий прокурор, потерпевший и его представитель (ч. 4 ст. 354 УПК РФ).

Апелляционная жалоба (представление) подается в районный суд и приносится через суд, постановивший приговор или вынесший иное судебное решение, т. е. через соответствующего мирового судью. Принесение апелляционной жалобы непосредственно в вышестоящий (районный) суд законом не предусмотрено. Мировой судья должен разъяснить это лицам, имеющим право принести апелляционную жалобу.

Срок подачи апелляционной жалобы (представления) составляет 10 суток со дня провозглашения приговора (постановления), а для осужденного, содержащегося под стражей, – 10 суток со дня вручения ему копии приговора мирового судьи или постановления.

Если названный срок пропущен – апелляционная жалоба (представление) остается без рассмотрения, если только этот срок не будет восстановлен.

Предметом судебного разбирательства в апелляционном порядке является проверка законности, обоснованности и справедливости приговора или постановления мирового судьи.

Пределы судебного разбирательства в апелляционном суде определяются предписанием, сформулированным в ч. 2 ст. 360 УПК РФ. В соответствии с этим предписанием законность, обоснованность и справедливость судебного решения проверяются, как правило, «лишь в той части, в которой оно обжаловано». Однако здесь же допускается исключение. В ст.

360 УПК РФ сказано: «Если при рассмотрении уголовного дела будут установлены обстоятельства, которые касаются интересов других лиц, осужденных или оправданных по этому же уголовному делу и в отношении которых жалоба или представление не были поданы, то уголовное дело должно быть проверено и в отношении этих лиц.

При этом не может быть допущено ухудшение их положения».

В апелляционном порядке уголовные дела рассматриваются судьей районного суда единолично.

Рассмотрение дела должно быть начато не позднее 14 суток со дня поступления апелляционной жалобы или представления, но не ранее истечения срока обжалования приговора мирового судьи или его постановления. Иное могло бы нарушить право сторон на апелляционное обжалование названных решений. Указанный срок продлению не подлежит (ст. 362 УПК РФ).

По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции принимает одно из решений, предусмотренных ч. 2–4 ст. 367 УПК РФ.

Суд кассационной инстанции

Кассационная инстанция – это рассмотрение жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанции, за исключением жалоб и представлений на не вступивши в законную силу приговоры, решения и постановления, вынесенные мировыми судьями, которые рассматриваются судом апелляционной инстанции, в котором проверяется законность и обоснованность указанных судебных актов.

Арбитражный суд кассационной инстанции рассматривает в порядке кассационного производства кассационные жалобы лиц, участвующих в деле и иных лиц, в случае определенным Арбитражным процессуальным кодексом РФ, на решении арбитражного суда первой инстанции, вступившие в законную силу, за исключением решений Высшего Арбитражного суда РФ, и (или) постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

В системе судов обшей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационной инстанцией по отношению к районным судам, а Верховный Суд РФ – к судам субъектов РФ и приравненным к ним. (Территориальные суды, Флотские (окружные) суды, Федеральный Арбитражный суд, Верховный суд)

В качестве суда второй (кассационной) инстанции суды среднего звена рассматривают дела по кассационным и частным жалобам и представления на судебные акты районных судов, не вступивших в законную силу (ст. 355 УПК).

Суд второй (кассационной) инстанции проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или протеста прокурора.

Суд кассационной инстанции вправе отменить приговор, решение суда первой инстанции или в определенных пределах изменить их.

В системе судов общей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационной инстанцией по отношению к районным судам, а Верховный суд РФ – к судам субъектов РФ и приравненным к ним.

Суд надзорной инстанции

Суд надзорной инстанции проверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, а также решения кассационной инстанции и нижестоящей надзорной инстанции.

Проверка осуществляется на основании протеста управомоченных прокуроров или председателей судов (или их заместителей). Суды второго звена судов общей юрисдикции могут выступать в качестве и кассационной, и надзорной инстанций.

Верховный суд РФ также является и кассационной, и высшей надзорной инстанцией.

Надзорная инстанция – это рассмотрение дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, т.е.

проверка решений законов уже вступивших в силу, как в системе судов общей юрисдикции, так и в системе арбитражных судов. Судами надзорной инстанции могут выступать только суды второго и третьего звена.

(Территориальные суды, Суды окружные (Флотские), Верховный суд, Высший арбитражный суд).

Как надзорная инстанция президиумы областных судов уполномочены проверять законность и обоснованность приговоров и решений районных судов и мировых судей, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу, в том числе и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Кроме того, суды среднего звена осуществляют судебный контроль за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений.

Количественный состав судов этого уровня определяется исходя из расчетного объема и характера судебной работы, административно-территориального деления соответствующего субъекта РФ, демографического состава и занятости населения и других факторов.

Просмотров 3109 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/4-31854.html

Принципы построения судебной системы. Виды судов

Принципы построения судебной системы

Организация судебных систем государств строятся с учетом историко-культурных, правовых и национальных традиций, государственного устройства, административно-территориального деления, а также некоторых других юридических требований как компетенция судов, инстанционность, судебные округа и т.д.

В современном мире существуют три наиболее известные модели судебных систем:

1. Централизованная (наличествует единая строго централизованная система судов во главе с высшим судом, как правило, Верховным);

2. Децентрализованная (полисистемная) судебная организация, состоящая из параллельно действующих двух и более подсистем, как правило, со своими высшими судами;

3. Смешанная – наиболее распространенная модель организации судебной системы, при которой наряду с высшим – Верховным судом – есть и автономные подсистемы судебных учреждений.

Представляется, что наиболее эффективна смешанная и децентрализованная судебная организация, при которой осуществляется функциональное разделение организационных форм судебной деятельности, т.е. проводится специализация судов и судей, а, следовательно, обеспечивается более качественное и оперативное осуществление правосудия.

Единство судебной системы выражается в единстве задач судов; принципов их организации и деятельности; применении единого законодательства; общеобязательности вступивших в законную силу судебных актов, единстве статуса судей, финансировании судов из средств государственного бюджета.

В федеративных государствах суды делятся на федеральные (союзные) и суды отдельных автономных государственных образований или административно-территориальных единиц, образующих федеральное государство.

Общие суды рассматривают гражданские и уголовные дела. Специализированные – дела, требующие узкой специализации, узкопрофильных знаний и опыта (административного, налогового, таможенного, хозяйственного и т.д. законодательства) или учета особенностей правового положения субъектов правоотношений (несовершеннолетних, военнослуж. и т.д.)

Местные и высшие. Такое деление судов присуще было дореволюционной России, современной Англии и др.

Деление судов на нижестоящие и вышестоящие. Это деление достаточно условно, так как некоторые суды (к примеру, среднего звена) одновременно и нижестоящие по отношению к высшему звену и вышестоящими по отношению к первичному. Кроме того, нельзя забывать, что нижестоящие суды не подчиняются в административном отношении вышестоящим (ст. 110 Конституции).

В Конституциях стран парламентской демократии запрещены образование и деятельность чрезвычайных (исключительных) судов. Такая норма имеется и в Основном Законе нашей страны (ст. 109). Это объясняется тем, что создание и функционирование указанных судов неизбежно ведет к нарушению прав Человека и противоречит принципам демократического правового государства.

39) Основные этапы развития судебной системы в БССР (1917 – 1935 гг).

В Белоруссии на местах стали создаваться новые суды, которые и были первым шагом в организации советской судебной системы на новых пролетарских основах.

Исходным правовым документом Советской власти в области судебного строительства явился Декрет Совнаркома РСФСРо суде от 24 ноября (7 декабря) 1917 г., который в последующих нормативных актах именовался Декретом о суде № 1.

Законодательно закрепив упразднение старой судебной системы, он предусмотрел организацию новых советских судов на началах выборности судей, участие в судебном разбирательстве заседателей, коллегиальность, гласность процесса и др.

Сразу же после обнародования Декрета началось создание местных судов и революционных трибуналов.

Первые учреждались для рассмотрения отнесенных к их подсудности гражданских дел и дел об общеуголовных преступлениях, вторые – для рассмотрения дел о контрреволюционных и иных особо опасных для советского государства преступлениях и являлись чрезвычайными (исключительными) судами.

Позднее, в соответствии с Декретом о суде № 2 были образованы окружные народные суды, рассматривавшие дела, превышавшие подсудность местного народного суда. Предусмотренные этим декретом областные народные суды и Верховный судебный контроль созданы не были.

В Беларуси, входившей до января 1919 г. в состав РФ, были проведены в жизнь и другие декреты ВЦИК и СНК об организации общих судов и революционных трибуналов.

Большую роль в истории советского суда сыграл Декрет (Положение) о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г.

, учредивший единый народный суд в трех составах: народный судья, народный судья и два народных заседателя и народный судья и шесть народных заседателей.

В каждом из судебных округов для рассмотрения кассационных жалоб на решения и приговоры народных судов создавался Совет народных судей, выполнявший одновременно функции судебного контроля.

Образование БССР в области судебного строительства было отмечено опубликованием в середине января 1919 г. постановления Народного комиссариата юстиции республики об организации народного суда. Оно подтвердило упразднение в БССР старых судебно-следственных учреждений и объявило о создании органов пролетарского правосудия.

В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции получают широкое распространение революционные трибуналы различных видов и наименований. Действовали следующие виды этих судов:

· 1)губернские революционные трибуналы во главе с Кассационным трибуналом при ВЦИК и Верховный революционный трибунал при ВЦИК;

· 2) революционные военные трибуналы во главе с Революционным военным трибуналом при Революционном военном совете республики;

· 3) революционные военные железнодорожные трибуналы – с Главным военным железнодорожным трибуналом при народном комиссариате путей сообщения.

В 1919 г. в республике наряду с народными судами функционировали Минский, Витебский и Могилевский революционные трибуналы.

В Литовско-Белорусской республике, созданной в феврале 1919 г., действовали Революционные военные трибуналы Беллитармии и Западного фронта. В декабре 1920 г.

был учрежден Революционный трибунал Беларуси и Кассационный трибунал при ЦИК БССР.

Осенью 1922 г. они были упразднены и на их основе образованы Высший и Высший кассационный суды республики.

Это было для первого периода истории советского суда характерна организационная раздвоенность судебной системы, включавшая общие и чрезвычайные (исключительные) суды.

Таким образом, их появление было вызвано конкретными историческими условиями, которые привели к гражданской братоубийственной войне с ее неисчислимыми бедами и человеческими жертвами.

Второй период истории советского суда в Беларуси – 1922-1935 гг. В связи с переходом к новой экономической политике после окончания гражданской войны республика приступила к восстановлению народного хозяйства. В целях укрепления законности и развития советской демократии в БССР были осуществлены меры, имевшие общественно-политическое значение.

1922 год – Осуществляется первая кодификация права, учреждается прокуратура и адвокатура. Осенью того же года в республике была проведена частичная реформа суда, в результате которой система судов стала трехзвенной: народные суды, Высший суд и Высший кассационный суд.

30 марта 1923 г. вторая сессия ЦИК БССР приняла Положение о судоустройстве, обобщавшее опыт судебного строительства в республике.

В БССР создается судебная система, действовавшая впоследствии многие десятилетия, а именно: народный суд, Высший суд (в последствие реорганизованный в окружные, а затем областные суды) и Верховный Суд.

Наряду с системой общих судов предусматривались военные трибуналы – по делам о преступлениях, совершенных в армии; особые сессии народного суда – по трудовым делам; земельные комиссии – по земельным делам; арбитражная комиссия – по спорам между социалистическими предприятиями (организациями).

Основным звеном судебной системы был народный суд. Народный судья единолично или с участием двух народных заседателей осуществлял свою деятельность по отправлению правосудия в пределах уезда или городского района.

Кассационной инстанцией для народных судов являлся Высший Суд, действовавший в качестве суда первой инстанции по отнесенным к его ведению делам и выполнявший функции судебного контроля.

Образование Союза ССР 30 декабря 1922 г. положило начало созданию общесоюзных органов юстиции, первым из которых был Верховный Суд Союза ССР.

С 1923 по 1933 годы осуществлял конституционный контроль за соответствием Конституции Союза ССР постановлений ЦИК и СНК союзных республик. В связи с ликвидацией округов в БССР в 1931 г.

было принято четвертое Положение о судоустройстве, которое закрепило двухзвенность судебной системы: народные суды и Верховный Суд республики. Вскоре, однако, среднее звено было восстановлено. В 1938 г. окружные суды были реорганизованы в областные суды.

В стране установилась трехзвенная судебная система общих судов, действующая до настоящего времени.

В тридцатые годы были созданы и стали действовать транспортные суды. В соответствии с постановлением ЦИК и СНК БССР от 27 ноября 1930 г. в Минске организуется линейный железнодорожный суд. В 1934 г.

– водный транспортный суд. В 1933 г. линейный суд железнодорожного транспорта, а в 1936 г. – водного транспорта, как и все аналогичные суды в других союзных республиках, были переданы в ведение Верховного Суда СССР.

40) Судебная системы в Советской Беларуси (1936 – 1990 гг). Основные правовые источники судейства.

В 1938 г. окружные суды были реорганизованы в областные суды.

Конституция СССР 1936 г. и Конституция БССР 1937 г.

расширили демократические основы правосудия, впервые в советское время на высшем юридическом уровне закрепили принципы организации и деятельности суда; выборность судей и народных заседателей, участие в судебном рассмотрении дел народных заседателей, независимость судей и подчинение их только закону, открытое судебное разбирательство, право обвиняемого на защиту, ведение судопроизводства на национальном языке и др. В отличие от Конституции СССР 1924 г. общесоюзная Конституция 1936 г. отнесла к ведению Союза ССР все законодательство о судоустройстве. 16 августа 1938 г. вторая сессия Верховного Совета приняла Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик»

Верховный суд БССР, как и верховные суды других союзных республик, лишался права законодательной инициативы, права давать руководящие разъяснения по применению республиканского законодательства, сужались надзорные полномочия вышестоящих судов.

2 вида судов: общесоюзные (Верховный Суд СССР, военные трибуналы, суды водного и железнодорожного транспорта) и суды союзных республик.

В БССР действовали: Верховный Суд БССР, областные и народные суды.

В 1958-1976 годы в соответствии с законом СССР «Об отнесении к ведению союзных республик законодательства об устройстве судов союзных республик, принятия гражданского, уголовного и процессуальных кодексов» от 11 февраля 1957 г.

были принятыОсновы законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик. Положение о военных трибуналах 25 декабря 1958 г.2На основе общесоюзного закона о судебной организации в 1959 г. в БССР был принят Закон о судоустройстве.

Это соответствовало установке на расширение суверенных прав союзных республик.

Высший судебный орган страны, возглавляя систему судов, действовавших на территории СССР, стал пересматривать в порядке надзора решения, приговоры и постановления Верховных судов союзных республик, если они противоречили общесоюзному законодательству или нарушали интересы других союзных республик.

Верховный Суд БССР по Закону о судоустройстве БССР 1959 г. был вновь наделен правом законодательной инициативы и правом, давать судам республики разъяснения по вопросам применения законодательства Белорусской ССР при рассмотрении гражданских и уголовных дел.

Новый рубеж в развитии суда знаменует принятие Конституции СССР 1977 г. и Конституции БССР 1978 г. Они развили конституционные основы правосудия, ввели специальные статьи, посвященные адвокатуре и государственному арбитражу.

30 ноября 1979 г. Верховный Совет Союза ССР принял законы о Верховном Суде СССР, о прокуратуре СССР, об адвокатуре в СССР и о государственном арбитраже В 1986-1991 год начался процесс проведения в стране правовой реформы, повышения роли суда, укрепления гарантий судопроизводства и улучшения деятельности всей системы юстиции.

Существенный вклад в развитие судебной системы внесли принятые в 1989 г. общесоюзные законы о статусе судей в СССР, об ответственности за неуважение к суду

В связи с принятием Верховным Советом СССР в мае 1990 г. Закона о Высшем арбитражном суде СССР и в БССР летом 1991 г. вместо органов государственного арбитража были учреждены хозяйственные суды.



Источник: https://infopedia.su/7x58d5.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.