Сроки снятия объекта с кадастрового учета

Содержание

Как снять с кадастрового учета несуществующий объект недвижимости?

Сроки снятия объекта с кадастрового учета

Земельный надел, складские помещения, квартиры в многоквартирном здании, частный жилой дом, нежилые строения являются недвижимым имуществом.

В жизни случаются непредвиденные обстоятельства: разрушение здания, пожар, землетрясение, наводнение, которые ведут к полному уничтожению.

В таких случаях необходимо снятие объекта недвижимости с кадастрового учета согласно официальному письменному обращению владельца и акта осмотра.

 Для чего необходима регистрация в кадастре

Кадастр — это систематизация информации о недвижимости. Существует несколько видов госкадастра: водный, лесной, земельный, полезных ископаемых, недвижимого имущества. Но наиболее востребованные это земельный кадастр и недвижимость.

Впервые понятие учета ввел римский император Август. Линейность в те времена проводили с помощью веревок и железа. Впоследствии Дж. Мариони использовал образец римского кадастра и разработал первый документ.

В десятом столетии на территории Российского государства кадастровая система называлась Сошной грамотой и применялась для оценки земли и уплаты земельного налога.

С 2015 года в России взамен кадастрового паспорта введен межевой и технический план. Кадастровый учет — это регистрация недвижимости, которая подтверждает существование имущества с характеристиками конкретной вещи, обладающей индивидуальными параметрами.

В результате регистрации определяется:

  • категория недвижимости, земельный участок, складское здание, жилой дом и другое;
  • присвоенный номер и дата;
  • месторасположения и описание;
  • номер, определенный ранее;
  • номер кадастра начального имущества, благодаря которому создана новая недвижимость, потому что формирование объекта может быть связано с выделением, разделением по заявлению собственника или распоряжению органа государства или муниципалитета на законных основаниях;
  • кадастровые номера, включенные в общее строение;
  • дата аннулирования учета в госреестре — такие сведения указывают, что недвижимое имущество перестало существовать в натуральном виде и причины;
  • номер объекта в кадастре, учтенный в комплексном строении, если он входит в его состав;
  • земельная площадь, метраж строений, помещений, зданий;
  • главные параметры недвижимости;
  • если объектом служит здание, определяется цифровое значение;
  • уровень завершения строительства;
  • число этажей и этажность помещения;
  • сведения о распределении помещений, которые относятся к солидарному имуществу, если включены в долевое владение;
  • материал, используемый для возведения стен;
  • год ввода в эксплуатирование;
  • номер специалиста в госреестре, данные инженера, проводившего работы, реквизиты соглашения на выполнение услуг;
  • вид жилой площади;
  • кадастровая стоимость и категории земли;
  • если установлены лимиты, информация о нахождении земли в черте охраняемой зоны, лесного парка, лесничества, угодья.

При оформлении земельных участков в реестре приводятся также данные о том, что надел создан на основании решения о его изъятии, расположенного на нем здания в интересах государства или муниципалитета. А также отмечается в учете, если объект сформирован из земельных участков, собственность которых не дифференцирована на уровне государства.

Ведение реестра необходимо:

  • для полной информации об объектах;
  • предоставление данных государственным органам, физическим или юридическим лицам;
  • ведение и управление учетом земельных территорий;
  • для охраны прав владения землей, недвижимостью;
  • для гарантии сохранения исторических и культурных памятников.

Если объект не поставлен на учет в кадастре, сделки с недвижимым имуществом невозможно осуществлять. Владелец не сможет перепродать, подарить, завещать, без регистрации нельзя купить недвижимость. А также могут возникнуть споры относительно объекта в суде.

Ведет оформление и учет Росреестр или служба государственной регистрации кадастра федерального или на местах регионального уровня.

Основания снятия недвижимости с учета

До тех пор, пока снесенная недвижимость зарегистрирована, ей принадлежит индивидуальный номер. Но, как и у любого имущества, не исключается фактор риска утраты недвижимости. Она может сгореть, ее можно разобрать, уничтожить и разрушить. Снятие с регистрации связано с ликвидацией объекта, и можно выделить несколько причин:

  • землетрясение, наводнение, пожар, которое уничтожило первоначальный вид;
  • два и больше строений объединены в одно или разделены, например, пристройку, гараж необходимо объединить с домом;
  • капитальный ремонт и реконструкция, в результате которой появилось новое помещение;
  • при разделении общее строение снимается с учета, и регистрируются два новых;
  • преобразование коммунального жилья в одно целое;
  • объединение и разделение наделов земли;
  • ликвидация временного учета, например, при постановке на регистрацию участок земли следует оформить в собственность на протяжении двух лет, в противном случае временная регистрация будет аннулирована автоматически;
  • переход ипотечного жилья в собственность финансовой организации;
  • судебное решение, которое отменяет факт регистрации;
  • продажа части жилья в собственность без оформления в коммунальное;
  • изменение существенных параметров квартиры;
  • объект могли ошибочно поставить на учет.

Снимать надел земли с регистрации могут собственники и другие лица, например, соседи, которые считают, что часть земли самовольно захвачена.

 Необходимые документы

Процедура аннулирования регистрации происходит:

  • при индивидуальном обращении в Росреестр;
  • при сдаче документации в МФЦ;
  • при оформлении заявки через электронный сервис госуслуг.

Для аннулирования регистрации требуется документация:

  • заявление, в котором указывается причина;
  • правовые бумаги на недвижимость;
  • удостоверение, идентифицирующее заявителя;
  • акт осмотра, доказывающий факт отсутствия объекта, или акт работ по землеустройству;
  • решение суда.

При обращении в судебные инстанции рассматриваются следующие вопросы:

  • оспаривание регистрации в кадастре при неправомерном возведении и сносе;
  • признание действий сотрудников Росреестра неправомерными.

В соответствии с судебным решением в осуществлении кадастровых работ нет необходимости.

Для получения акта владелец выбирает инженера и оформляет соглашение на выполнение услуг.

Представить правовые документы: договор, свидетельство о наследстве, приватизации, ордер на жилье, судебное решение, документ о выделении земельного надела. Оплатить услуги и предоставить доступ специалиста к недвижимости.

Инженер в акте указывает данные:

  • фамилию, имя, отчество собственника;
  • информацию о характеристике недвижимости на предыдущую дату регистрации в кадастре;
  • причины ликвидации или разрушения;
  • данные о спорах между владельцами общего владения или отсутствии таковых.

Здание, строение, сооружение можно снять с учета при обращении любого физического и юридического лица. Земельный надел автоматически аннулируется Росреестром, если есть конкретные причины.

На основании статьи 25 закона о кадастре аннулирование земли с учета проводят при формировании новых наделов на основании прежних, которые можно разделить, выделить, объединить, перераспределить. Но в большинстве случаев сначала необходимо внести в госкадастр недвижимость, а право на надел снова регистрировать в Росреестре.

Формирование наделов земли регламентируется Земельным кодексом. Производится аннулирование регистрации Росреестром в течение трех дней с момента оформления прав на вновь образованные наделы.

Между аннулированием регистрации строений и зданий не существует прямой связи с отказом от собственности, это разные вещи. Оформление собственности или отказ свидетельствует о переходе недвижимости, а кадастровая регистрация — это присвоение номера и внесение данных о снятии с учета.

Сроки рассмотрения заявления и стоимость процедуры

Заявление принимается к рассмотрению с момента поступления. Законодательство предоставило срок выполнения заявки 18 дней. В это период принимается следующее решение:

  • недвижимый объект аннулируется в госрегистрации;
  • процедура приостанавливается;
  • отклонение обращения в снятии с учета.
заявление предоставлено неправомочным гражданиномотказ
не требуется регистрации на строение и имущество не включено в список недвижимостиотказ
если будет отсутствовать документация для процедурыудаление регистрации приостанавливается
не допускается слияние или разделение недвижимостиотказ
проведение кадастровых работ инженером, не обладающим соответствующей аттестациейотказ

Сколько стоит аннулирование регистрации недвижимости? Процедура осуществляется бесплатно.

Особенности аннулирования регистрации жилого дома, квартиры и земельного надела

Как снять с кадастрового учета объект недвижимости дом, квартиру, земельный участок.

Снятие с госрегистрации жилого дома

При разделении жилого дома и земельного надела необходимо размежевание, а также прилагаются документы о выкупе доли, договор о разделе, дарственная на долю жилья.

Если имеются постройки, которые увеличили здание или жилой дом в цене и перевели в категорию имущества другого, улучшенного характера, то регистрация необходима. Например, изменилась этажность дома. В этом случае прилагается разрешение на преобразование или перестройку. Если этого документа нет, то необходимо обратиться в Бюро технической инвентаризации и получить необходимое разрешение.

Если дом сгорел, как снять строение с кадастрового учета? Бывают ситуации, когда дом сгорел вместе с документами. В этом случае придется восстановить необходимые правоустанавливающие бумаги.

Заключение пожарного надзора устанавливает причину пожара и не является официальной бумагой для снятия с регистрации. Необходимо будет заключить соглашение с кадастровым специалистом на выполнение услуг обследования. Для этого следует узнать информацию о специалисте в госреестре.

На объект будет начисляться налог до момента официального аннулирования регистрации в госреестре. Поэтому при ликвидации недвижимого имущества следует незамедлительно осуществить процедуру снятия с учета дома.

Снятие с кадастровой регистрации земельного участка

Оформление необходимо при сложении наделов в один и разделении на несколько. Предоставляется заявление всех владельцев участков.

К документам прилагается:

  • межевое дело, оформленное геодезистами и кадастровым инженером;
  • акт о получении межевых знаков владельцами;
  • согласование земельных рубежей между соседями.

Действия с земельными наделами разрешаются только для владельцев. Аренда земли, которая находится в постоянном пользовании, запрещает любые операции без разрешения собственника, муниципалитета.

Если земля изымается в интересах государства или муниципалитета, то прилагаются административные решения. При принудительном изъятии — судебной инстанции.

Снятие с учета регистрации квартиры

Если жилой дом установлен аварийным или подлежит демонтажу, сносу, то отдельной документации для снятия с регистрации квартир не требуется, а также:

  • для реконструкции внутренних новшеств жилья;
  • продажи долевой собственности без оформления в статус коммунальной.

Как снять с регистрации в кадастре несуществующую недвижимость

Порядок подачи документов:

  1. Сдать лично документы в Росреестр или МФЦ.
  2. Направить в электронном варианте на сайте Росреестра.
  3. Отправить через почту заказным письмом с уведомлением.

Если письменное обращение направляется почтой с уведомлением, то необходимо подпись заверить нотариально.

Возможно приостановление процедуры снятия несуществующего объекта сроком на три месяца, если заявитель обратился в судебные органы с иском. Если решение суда не предоставлено, то процедура завершается.

В кадастре будут значиться вместо сведений об объекте статус «снят с учета» и последствия снятия одинаковые независимо от причин.

Источник:

Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости в 2020 году

Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости подразумевает под собой подготовку специальной документации, подтверждающей и разрешающей снос. Состав документации может меняться, в зависимости от назначения здания и земельного участка. Рассмотрим, какие документы нужно подготовить, чтобы убрать сведения о недвижимости из ЕГРН и прекратить налогообложение несуществующего объекта.

Источник: https://giak.ru/dacha/kak-snyat-s-kadastrovogo-ucheta-nesushhestvuyushhij-obekt-nedvizhimosti.html

Статья 70. Особенность осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях

Сроки снятия объекта с кадастрового учета

Статья 70. Особенность осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях

1.

Орган регистрации прав снимает с учета часть земельного участка, сведения о которой внесены в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” до 1 января 2013 года в связи с наличием на соответствующем земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, в случае:

1) снятия с государственного кадастрового учета здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с прекращением их существования;

2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об описании местоположения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке.

2.

Государственная регистрация права собственности на объект недвижимости, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимости с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимости между сторонами такого договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимости при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по такому договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимости, предусмотренным данным документом.

3.

Орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

Статья 70 дополнена частью 3.1 с 30 июля 2017 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 247-ФЗ

3.

1. До 1 января 2040 года орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, предоставленный в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с Федеральным законом “Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших такой земельный участок, при государственной регистрации прекращения договора безвозмездного пользования таким земельным участком в связи с отказом гражданина от договора безвозмездного пользования земельным участком.

Статья 70 дополнена частью 3.2 с 1 сентября 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

3.

2. Орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществлены до 1 сентября 2018 года, в случае, если право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком или право аренды такого земельного участка переоформлено на публичный сервитут в соответствии со статьей 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”.

4. Орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета часть помещения, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае:

1) снятия с государственного кадастрового учета соответствующего помещения или здания, сооружения, в котором расположено помещение, в связи с прекращением их существования;

2) прекращения прав на такую часть помещения.

5.

В срок до 2020 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости. Форма данной декларации, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

6.

Особенности, установленные частью 5 настоящей статьи, применяются при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, созданные до дня вступления в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность”.

8.

Единый институт развития в жилищной сфере представляет в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации предусмотренного Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства” ограничения права собственности Российской Федерации на находящиеся в федеральной собственности земельные участки, земельные участки, образованные из таких земельных участков, иные находящиеся в федеральной собственности объекты недвижимости, в отношении которых Единый институт развития в жилищной сфере в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства” выполняет функции агента Российской Федерации, при государственной регистрации права собственности Российской Федерации, аренды и иных обременений, устанавливаемых в пользу третьих лиц, в отношении указанных объектов недвижимости или в течение одного месяца со дня принятия межведомственным коллегиальным органом решения, указанного в пункте 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства” и в соответствии с которым Единый институт развития в жилищной сфере выполняет функции агента Российской Федерации.

Статья 70 дополнена частью 9 с 11 августа 2017 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

9.

Допускается осуществление государственного кадастрового учета части лесного участка в составе земель лесного фонда в целях предоставления ее в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их составной частью, без одновременной государственной регистрации обременения лесного участка. Государственная регистрация обременения лесного участка в указанном в настоящей части случае осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона.

Статья 70 дополнена частью 10 с 1 января 2019 г. – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

10.

В срок до 1 января 2024 года подготовка технического плана в целях осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд зданий, сооружений, относящихся к имуществу общего пользования и созданных до дня вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании декларации, составленной и заверенной председателем садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и правоустанавливающего документа на земельный участок общего назначения, на котором расположены такие здания, сооружения. При этом для подготовки технического плана предоставление разрешения на строительство и (или) разрешения на ввод в эксплуатацию таких зданий, сооружений, а также иных документов не требуется.

Статья 70 дополнена частью 11 с 4 августа 2018 г. – Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

11.

В случае поступления в орган регистрации прав от органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации, указанных в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, заявления о государственном кадастровом учете и прилагаемых к нему документов в отношении соответствующего объекта недвижимости, в том числе выданного в период с 1 января 2018 года до 1 августа 2018 года разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, орган регистрации прав одновременно с кадастровым учетом объекта недвижимого имущества обеспечивает внесение сведений о зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с правилами, установленными статьей 34 настоящего Федерального закона, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации указанное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию являлось решением об установлении зоны с особыми условиями использования территории.

12.

До 1 марта 2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ “О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Статья 70 дополнена частью 13 с 2 августа 2019 г. – Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 267-ФЗ

13.

При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае, предусмотренном частью 12 настоящей статьи, государственным регистратором прав осуществляется проверка представленных документов на предмет наличия или отсутствия предусмотренных пунктами 1 – 10, 12, 14, 18, 19, 22, 35, 37, 41, 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, наличия правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок и соответствия:

1) сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости;

2) предельным параметрам соответствующих объектов недвижимости, установленным федеральным законом.

Статья 70 дополнена частью 14 с 13 июля 2020 г. – Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 202-ФЗ

14. Положения, предусмотренные пунктами 61 и 62 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, применяются также в случае, если создание объекта индивидуального жилищного строительства осуществлялось на основании разрешения на строительство.

Источник: https://base.garant.ru/71129192/2c2bb927757944432208533b3ff87c36/

Пошаговая инструкция по снятию объекта недвижимости с кадастрового учета

Сроки снятия объекта с кадастрового учета

Недвижимое имущество, как и любое другое, подвержено уничтожению. Фактическое уничтожение объекта недвижимости, однако, не означает прекращения его существования в юридическом смысле. Для этого необходимо снятие с кадастрового учёта объекта недвижимости. Лишь после этого прекращаются правовые последствия владения имуществом.

Порядок снятия объекта недвижимости с учёта

Фактическая гибель имущества может быть следствием решения собственника, иных, не зависящих от людей обстоятельств, наподобие стихийных бедствий, техногенных катастроф или реализация генерального плана городского строительства. Юридическая ликвидация возможна исключительно по решению уполномоченных государственных органов.

Так как снять с кадастрового учета фактически означает прекратить существования объекта по документам и данным государственного реестра, то и осуществляется это следующими органами:

  • по заявлению собственника – органом государственного кадастра;
  • по решению суда.

При подаче заявления в кадастр частный кадастровый инженер осуществляет фактический осмотр имущества на предмет гибели. По результатам осмотра составляется акт осмотра объекта, в котором подтверждается либо опровергается факт гибели.

https://www.youtube.com/watch?v=n0X-4DZ_WRE

В целом, для успешного снятия объекта с учёта необходимо:

  • собрать установленные законом документы;
  • подать заявление и документы в орган кадастра;
  • по итогам рассмотрения получить соответствующую выписку.

На сегодняшний день подать заявление можно как при личном посещении учреждения, так и через интернет сайт данного органа. Перечень необходимой документации устанавливается 221-ФЗ, принятым в июле 2007 года.

Согласно данному закону при подаче заявления нужно представить следующие документы:

  1. Документ, устанавливающий право собственности заявителя для снимаемого объекта недвижимости.
  2. Паспорт собственника.
  3. Акт осмотра недвижимого имущества.
  4. Решение суда (в некоторых случаях).

Снятие с кадастрового учёта при отсутствии документов на само здание или сооружение возможно. При этом необходимо представить документ, определяющий право собственности на участок земли, в пределах которого находиться строение. Данный документы можно заменить регистрационным свидетельством, выдаваемым при постановке объекта на учёт, или выпиской из кадастра с указанием на собственника.

Основания снятия объекта с учёта

Указанный 221-ФЗ не определяет чёткого перечня основания, а лишь задаёт общие критерии обоснованности снятия дома с кадастрового учета. Любой объект недвижимости, являющийся собственностью частных лиц, может быть использован ими любым не запрещённым законом способом.

Данное право собственников закреплено в гражданском законодательстве страны. В этом смысле ограничение на снятие имущества с учёта считается ущемлением правомочия собственности. Однако кадастровые орган в первую очередь должны исходить из экономической целесообразности данной процедуры. Особенно когда речь идёт о земельных участках.

В каждом индивидуальном случае кадастровый орган может признать законными и иные основания. Основным критерием является преобразование имущества либо его полная ликвидация. Решение о ликвидации объекта принимается его собственником.

Разумеется, без достаточных оснований снять недвижимость с государственного кадастрового учёта не получится.

Чтобы кадастровый орган снял с кадастрового учета объект недвижимости необходимы следующие основания:

  • фактическая гибель имущества;
  • реконструкции здания в целом, в результате которого контуры отдельных объектов в нём меняются;
  • объединения множества объектов в единое имущество;
  • разделение одного объекта в несколько новых;
  • при отмене временного учёта (недостроенных объектов);

Особым основанием, чтобы снять дом с кадастрового учета,  является регистрация прав собственника или самого объекта в реестре по подложным документам. В таком случае необходимы решения соответствующих органов, свидетельствующие о фиктивности данных бумаг. В основном в таких случаях заявление подаётся не самим собственником, а третьими лицами, в том числе и государственными органами.

Также существуют случаи, когда собственнику нет необходимости подавать заявление на снятие с учёта. К примеру, когда сносится многоквартирный дом, то собственник квартиры в нём не обязан осуществлять снятие с учёта. Квартира автоматически будет исключена из реестра вместе со всем домом.

Заявление о снятии объекта с учёта

Обращение собственников либо их законных представителей для снятия объекта недвижимости с кадастрового учета, должно быть оформлено в форме письменного заявления. Законодатель устанавливает определённые требования данного заявления для снятия с кадастрового учета объекта недвижимости.

Так, в заявлении должны быть указаны:

  • личные данные заявителя;
  • сведения, идентифицирующие объект недвижимости;
  • причина, по которой осуществляется снятие с учёта.

Кроме того, заявление должно составляться по специально разработанной форме, которую можно скачать в официальных интернет сайтах государственного органа или получить при личном визите. Заявление можно подавать через интернет портал Росреестра, в местном отделении данного органа, через отделения МФЦ или в кадастровом органе региона.

По заявлению собственника возможно снятие с учёта не только всего здания или сооружения в целом, но и отдельного помещения внутри него. Для этого данное помещение должно быть учтено в реестре в качестве индивидуально-определённого объекта недвижимости.

Также по заявлению собственника допускается одновременное упразднение нескольких объектов, находящихся в пределах одного здания. В таком случае снятие с учёта осуществляется без составления акта обследования, так как фактически объект является пригодным к использованию, но он лишь упраздняется в целях объединения его со всем зданием в качестве единого объекта.

Акт обследования объекта

Акт обследования проводится для документального освидетельствования факта уничтожения имущества. Для того чтобы осуществить обследование имущества и составить соответствующий акт, необходимо пригласить специалиста. Таким специалистом является частный кадастровый инженер, имеющий соответствующее образование и лицензию.

Кроме того, кадастровый инженер должен быть в установленном законом порядке зарегистрирован в государственном реестре и аттестован Саморегулируемой организацией кадастровых специалистов соответствующего региона.

С указанным специалистом заключается соглашение о проведении соответствующих работ. Инженер вправе получить вознаграждение за свою работу. Стоимость таких кадастровых услуг может различаться в зависимости от региона, так что к выбору специалиста нужно подходить со всей серьёзностью.

Решение о фактическом уничтожении принимается вследствие осмотра места, на котором находилось здание, сооружение, объект незавершённого строительства и т. д. В самом акте указываются все кадастровые данные объекта, прекратившего существования, характер повреждений, если объект не уничтожен полностью.

Если снять с учёта необходимо помещение в здание, то кадастровый инженер освидетельствует разрушение части здания. Такие случаи не являются редкостью, особенно после очередного стихийного бедствия.

Подача заявления

221-ФЗ не определяет строгий порядок для обращения граждан по поводу снятия их недвижимого имущества с учёта. Порядок подачи такой же, как и для любого другого обращения.

Заявление, чтобы исключить объект с кадастрового учета, подаётся одним из нижеуказанных способов:

  1. На портале Росреестре через раздел «Электронные услуги».
  2. При личном обращении в кадастровые органы по месту нахождения объекта.
  3. Через отделения МФЦ.
  4. Направлением через почту.

Собственники вправе самостоятельно выбрать способ подачи заявления. При направлении заявления через почту все прилагаемые документы необходимо заверить у нотариуса.

Перед личным посещением уполномоченных органов рекомендуется заранее записаться на приём. Сделать это можно также на сайте Росреестре через раздел «Офисы и приёмные».

При подаче заявки онлайн необходимо иметь электронную подпись цифрового формата. Если таковой у заявителя не имеется, то оформить её можно на том же сайте Росреестра в личном кабинете.

Государственная пошлина за рассмотрение заявления не предусмотрена.

После того, как заявление было подано, статус приёма и рассмотрения можно отслеживать в личном кабинете на сайте Росреестра.

Для этого нужно найти в списке запросов искомое заявление и нажать на ссылку «Просмотреть статус запроса». Данная функция доступна при подаче заявления любым из указанных способов.

Однако на сайте сведения о статусе заявления будут отражаться со дня регистрации её сотрудниками кадастра.

Сроки и результаты рассмотрения

Общий срок рассмотрения и принятия решения по заявлению о снятии недвижимости с учёта составляет 18 дней. Случаев продления данного срока законодатель не предусматривает.

По итогам рассмотрения может быть вынесено одно из следующих решений:

  • решение об удовлетворении заявления и выдаче выписки из кадастра о снятии объекта с учёта;
  • о приостановлении рассмотрения соответствующего заявления с указанием причин;
  • об отказе в удовлетворении заявления с направлением заявителю письменного ответа с указанием причин отказа.

Выписка из кадастра в случае отсутствия указания в заявлении о способе получения ответа направляется заявителю тем же способом, каким заявление было подано. Однако в любом случае электронная копия документа сохраняется в личном кабинете заявителя на сайте Росреестра (при регистрации его на данной ресурсе).

Процесс рассмотрения заявления может быть приостановлен по следующим причинам:

  • при отсутствии требуемых документов;
  • заявление было составлено без учёта требований законодательства;
  • наличие несоответствия между сведениями, указанными в приложенных к заявлению документах, и данных единой базы Росреестра.

Причинами отказа в удовлетворении заявления являются:

  • составление акта обследования объекта неуполномоченным на то лицом;
  • подача заявления не имеющим на то права лицом.

Акт обследования должен быть подписан кадастровым инженером, а само заявление – собственником либо его представителем, чьи полномочия оформлены нотариально заверенной доверенностью.

Снятие имущества с учёта является правовым обоснованием прекращения правомочий и обязательств собственника, основанием возникновения которых является данное имущество.

К примеру, до снятия имущества с учёта оно продолжает оставаться объектом налогообложения, а его собственник вынужден уплачивать налог на имущество.

Поэтому лучше снять ликвидированный объект с учёта до окончания налогового периода.

При этом факт наличия или отсутствия самого указанного имущества не имеет значения. По этой причине снятие с учёта в первую очередь осуществляется в интересах собственника. С другой стороны, государству невыгодно снимать с учёта существующий и полностью функциональный объект. Основным значимым обстоятельством для государства остаются налоговые поступления.

Источник: https://ZhiloePravo.com/kadastr/snyatie-s-ucheta.html

Процедура снятия недвижимого имущества с кадастрового учета

Сроки снятия объекта с кадастрового учета

/ Квартира

Законодательство допускает снятие объектов недвижимости с кадастрового учета при их гибели или уничтожении.

Снятие с кадастра проводится на основе соответствующего заявления собственника снимаемого недвижимого объекта, оформленного кадастровым инженером акта обследования этого имущества. Возможно снятие с кадастрового учета по судебному решению.

Правовое регулирование оснований и процедуры снятия с кадастра любых объектов недвижимости производится на основании положений российского закона 221-ФЗ от июля 2007 года «О государственном кадастре недвижимости».

Чтобы снять с кадастра сооружение, здание, объект незавершенного строительства, необходима инициатива и, соответственно, заявление собственника названного объекта либо собственника участка земли, где был расположен снимаемый с кадастрового учета объект.

Процедура снятия с кадастрового учета

Для прохождения процедуры снятия объекта недвижимости с государственного кадастра необходимо:

  • собрать комплект требуемой документации;
  • подать документы на рассмотрение кадастровых органов (возможна подача документации по выбору заявителя в бумажном или электронном виде);
  • получить кадастровую выписку, свидетельствующую о том, что недвижимый объект больше не числится в кадастре.

Перечень необходимой документации:

  1. Заявление с указанием требования собственника снять соответствующий объект с кадастрового учета, составленное по специальной форме. В заявлении обязательно должна содержаться причина необходимости снятия с учета недвижимого имущества. Заявление может подаваться самим полномочным собственником либо представителем, имеющим нотариальную доверенность. Бланки заявления можно скачать на информационном интернет-портале Росреестра либо получить в офисах Росреестра, МФЦ или территориального Кадастрового органа.
  2. Правоустанавливающая документация на сам объект недвижимости, подлежащий снятию с кадастрового учета, либо на исходный земельный участок. Если имеются сведения о зарегистрированных правах заявителя, достаточно представить соответствующее регистрационное свидетельство.
  3. Паспорт или удостоверение, позволяющее идентифицировать личность заявителя. Если заявителем выступает юридическое лицо, необходимо представлять в органы кадастра свидетельство ОГРН, учредительную документацию, акт (приказ) о назначении руководства.
  4. Акт обследования (для сооружений, зданий) либо акт землеустроительных работ (для участка земли), удостоверяющие прекращение существования снимаемого с кадастра объекта недвижимости. Такой акт обследования составляется аттестованным кадастровым инженером по результатам осмотра местонахождения здания, сооружений, помещений, объекта незавершенного строительства, прекративших существование. В акте подтверждается факт гибели, уничтожения конкретного объекта недвижимости. Если с кадастрового учета нужно снять помещение, кадастровый инженер документально подтверждает факт уничтожения части здания, в которой находилось соответствующее помещение.

    Для оформления актов обследования заинтересованному лицу до обращения в кадастровые органы нужно заключить соглашение на подготовку названного документа с кадастровым инженером, имеющим обязательный для подобных работ квалификационный аттестат. С перечнем всех российских кадастровых инженеров, прошедших соответствующую аттестацию, можно в свободном доступе ознакомиться на интернет-сайте Росреестра.

  5. Решение суда (требуется в некоторых случаях) о снятии с кадастра конкретного, названного в решении, объекта недвижимости.

В 5 части 25 статьи Закона «О государственном кадастре недвижимости» указано исключение, когда акт обследования предоставлять не нужно для снятия объекта недвижимости с кадастра.

Так, после проведения собственником государственной регистрации прав на здание либо сооружение возможно снять с кадастра помещение, находящееся в этом здании (сооружении), представив только соответствующее заявление собственника здания (сооружения) и документацию для кадастрового учета.

Допускается представление этим собственником в органы кадастра заявления об упразднении учетных кадастровых сведений об одном или нескольких, или всех принадлежащих заявителю помещений в указанном здании (сооружении). В такой ситуации акт обследования, удостоверяющий прекращение существования объекта недвижимого имущества, представлять с заявлением не нужно.

Сама процедура снятия объектов недвижимости, прекративших существование, с кадастрового учета выглядит следующим образом.

Заявление и требуемый комплект документации для снятия с кадастра объекта недвижимости можно подавать любым удобным для заявителя способом, а именно:

  1. В электронном виде на интернет-ресурсе Росреестра, перейдя в специальный раздел сайта «Электронные услуги». Основное условие для подачи электронной документации – это наличие у заявителя цифровой подписи. Если цифровая подпись отсутствует, ее можно получить, следуя указаниям на том же сайте Росреестра.
  2. Обратиться лично с собранной документацией в территориальное подразделение органов кадастра, относящееся к месторасположению объекта недвижимости, который предполагается снять с кадастрового учета вследствие прекращения его существования.

    Для удобства заявителей, желающих снять недвижимость с кадастра, предусмотрена возможность предварительной записи в офисы кадастровых органов. Записаться на прием возможно:

    на сайте Росреестра, перейдя в раздел «Офисы и приемные»;
    по единому телефону 8(800)100-34-34 центра обслуживания Росреестра.

  3. Обратиться в ближайший МФЦ, занимающийся предоставлением государственных и муниципальных услуг.
  4. Отправить нотариально заверенную документацию почтой, оформив обязательно опись вложенных документов и уведомление о вручении почтового отправления сотрудникам Кадастровой палаты, находящейся по местонахождению прекратившего существование объекта недвижимости.

После подачи заявления можно самостоятельно отслеживать результат рассмотрения поданных документов, используя электронный сервис «Проверка статуса запроса», размещенный на сайте Росреестра. Узнать статус заявления с помощью указанного сервиса возможно независимо от выбранного способа подачи документации.

Когда заявление с требованием снять объект недвижимости с учета поступает сотрудникам кадастрового органа, его в тот же день регистрируют.

Срок снятия заявленного недвижимого объекта с кадастрового учета, согласно требованиям законодательства, не должен быть больше 18 дней. В этот период компетентные сотрудники кадастрового органа, принявшего соответствующее заявление, могут принять следующие решения:

  • положительное решение о снятии заявленного объекта недвижимости с учета, сопровождаемое выдачей соответствующей кадастровой выписки;
  • решение о приостановлении кадастровыми органами рассмотрения поданного заявления;
  • решение, содержащее отказ в снятии заявленного объекта недвижимости с государственного кадастра.

В первом случае, когда снятие с учета недвижимого имущества прошло успешно, выписка, подтверждающая внесение в кадастр информации о прекращении существования названного объекта, выдается лично заявителю, его представителю.

Если документация направлялась заявителем в органы кадастра почтовым отправлением либо электронным способом, указанная выписка направляется ему соответственно либо почтой, либо в электронном виде. В последнем случае выписка пересылается сотрудниками Кадастровой палаты по оставленному заявителем адресу электронной почты.

Государственная услуга, предполагающая занесение сведений в кадастр недвижимых объектов о фактическом прекращении существования заявленной недвижимости, предоставляется бес­платно.

Если заявленное требование о снятии с учета недвижимости удовлетворено не было, заявителю указываются причины приостановления органами кадастра рассмотрения поданного заявления либо разъясняются основания отказа удовлетворить соответствующие требования.

Возможные причины для приостановления процедуры рассмотрения заявленных требований:

  • заявителем не представлены в территориальные органы кадастра все требуемые документы;
  • поданное заявление или приложенная документация по форме либо содержанию не удовлетворяет установленным требованиям;
  • сотрудниками Кадастровой палаты обнаружены какие-то противоречия между информационными данными об объекте недвижимости, занесенными ранее в ГКН, и сведениями, которые указаны в представленной заявителем документации.

Возможные причины отказа органов кадастра в снятии заявленного объекта недвижимости с кадастрового учета:

  • представленный заявителем акт обследования объекта, прекратившего существование, заверен подписью гражданина, не имеющего соответствующих полномочий и прав (то есть не кадастровым инженером, имеющим необходимую аттестацию на выполнение подобных работ);
  • в органы кадастра с заявлением, требующим снять конкретный объект недвижимости с учета, обратился гражданин (организация), не имеющий соответствующих полномочий.

Источник: https://infonedvizhimost.com/kvartira/snyatie-nedvizhimogo-imushhestva-s-kadastrovogo-ucheta.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.