Ст 229 фз об исполнительном производстве

Содержание

Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ

Ст 229 фз об исполнительном производстве

1. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.

В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

(Часть в редакции, введенной в действие с 23 марта 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года № 34-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

2.1.

Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных документов, указанных в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства либо ранее указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника. Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании других исполнительных документов, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее двух месяцев после дня окончания исполнительного производства либо до истечения указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника.

(Часть дополнительно включена с 10 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 441-ФЗ.)

3. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

4.

Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению – в день их получения.

(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 425-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

5. Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2011 года № 389-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

5.1.

Запрос центрального органа о розыске ребенка направляется центральным органом, назначенным в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, в структурное подразделение судебных приставов-исполнителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по последнему известному месту жительства или месту пребывания лица, с которым может находиться ребенок, или по местонахождению имущества этого лица либо по последнему известному месту пребывания ребенка.

(Часть дополнительно включена с 17 мая 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 126-ФЗ.)

6.

Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа Постановление судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам в случае прекращения исполнительного производства в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

(Часть в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 225-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2017 года Федеральным законом от 14 ноября 2017 года № 321-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

7. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

7.1.

Заявление взыскателя и исполнительный документ, содержащий требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, либо запрос центрального органа о розыске ребенка передаются судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем их поступления в подразделение судебных приставов.

(Часть дополнительно включена с 17 мая 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 126-ФЗ.)

8. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит Постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

9. При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, судебный пристав-исполнитель указывает в Постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

10.

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия – другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

11.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в Постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

12.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником Постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или Постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 12 ноября 2019 года № 375-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

13. Часть утратила силу с 20 марта 2015 года – Федеральный закон от 8 марта 2015 года № 57-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.

14. Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

1) в соответствии с частью 16 настоящей статьи;

2) при последующих предъявлениях исполнительного документа;

3) по исполнительному документу о конфискации имущества;

4) по исполнительному документу об отбывании обязательных работ;

5) по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению;

6) по исполнительному документу о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

7) по запросу центрального органа о розыске ребенка;

(Пункт дополнительно включен с 17 мая 2014 года Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 126-ФЗ.)

8) по исполнительному документу, выданному судами общей юрисдикции и арбитражными судами в отношении иностранного государства.

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 393-ФЗ.)

(Часть в редакции, введенной в действие с 9 мая 2013 года Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 49-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

14.1.

Судебный пристав-исполнитель в Постановлении о возбуждении исполнительного производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога.

(Часть дополнительно включена с 20 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года № 57-ФЗ.)

14.2. Судебный пристав-исполнитель в Постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает должника об установлении в отношении его временных ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при неисполнении в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе.

(Часть дополнительно включена с 15 января 2016 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года № 340-ФЗ.)

15.

Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные Постановления (часть в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 225-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

16.

После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным Постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (часть в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 225-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

17.

Копия Постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или Постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное Постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного Постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 12 ноября 2019 года № 375-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.)

18.

В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в Постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

Источник: https://www.audar-info.ru/na/editArticle/index/type_id/1/doc_id/2580/release_id/59909/sec_id/316737/

Что такое исполнительное производство — основные положения Закона №ФЗ-229: изменения, редакция

Ст 229 фз об исполнительном производстве

Исполнительное производство (далее – ИП) – это способ практического исполнения решений, принятых судами или другими уполномоченными органами.

Такие решения касаются конфликтных ситуаций имущественного характера между физическими и юридическими лицами. А действия, направленные на реализацию законных претензий, носят характер принудительный.

Правовое обеспечение этого процесса регламентировано ФЗ «Об исполнительном производстве».

Суть ФЗ 229 «Об исполнительном производстве»

Федеральный закон «Об исполнительном производстве», действующая редакция которого дополнена положениями   ФЗ-116 2020 года, содержит предписания для всех участников ИП.  Структура документа представлена 130 статьями, которые объединены в 19 глав.

Часть 1 229 ФЗ определяет задачи ИП, как исчерпывающее и правовое исполнение мероприятий по защите законных интересов и конституционных свобод граждан России, различных организаций, обеспечение реализации международных договоров РФ, восстановление нарушенных прав. Принципы, на которых строится исполнительное производство, конституционны.

Основные положения закона

Понимание механизмов работы ФЗ-229 необходимо начинать с уяснения основных положений этого нормативно-правового акта.

Что такое исполнительское производство

Трактовка термина ИП прямо указывает на принудительное, непосредственное исполнение определенных судом или иными правовыми актами предписаний и требований в определенный законом срок. К производству подлежат:

  • определения судебных актов;
  • решения должностных лиц или уполномоченных органов;
  • требования иных документов, подпадающих под юрисдикцию этого закона.

ИП оканчивается либо при полном фактическом удовлетворении взыскателя. Это может произойти и по истечении отведенного срока (60 суток) либо из-за фактической невозможности взыскания:

  • смерть должника при отсутствии наследников;
  • полное отсутствие имущества на которое может быть наложено взыскание;
  • безвестное отсутствие должника (до момента его обнаружения либо выявления принадлежащих ему средств).

ИП может быть приостановлено с последующим возобновлением при выявлении уточняющих обстоятельств, влияющих на принятие решения.

Формой исполнительного производства может быть воздержание от каких-либо действий, если такое бездействие осуществляется с целью удовлетворения притязаний лица, интересы которого защищаются в конкретном случае.

Механизм и участники ИП

Субъектами ИП выступают связанные между собой должник, на которого направлено взыскание, и взыскатель: прежде всего, документом, подлежащим исполнению. Это исполнительный лист: он и есть объект ИП.

Этот документ вступает в законную силу исключительно после решения суда.

В тех случаях, когда должник без какого-либо принуждения самостоятельно погасил свои обязательства в отношении взыскателя, производство не возбуждается.

На территории Российской Федерации принудительное исполнение в рамках ФЗ-229 реализуют судебные приставы. Они являются государственными служащими –  должностными лицами ФССП, а круг их полномочий определен ФЗ-118 «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (в редакции 2019 года).

К объектам исполнения относят то, на что направлено правовприменение. Первая большая группа – это судебные акты. Она включает постановления судов общей юрисдикции арбитражных судов. Под термином «судебные акты» закон подразумевает все виды приказов, определений, решений, определенных ч. 1 ст. 15 АПК, ч. 1 ст. 16 КАС, ч. 1 ст. 13 ГПК России.

К исполнению в принудительном порядке относят документы, по которым предусмотрено изъятие у должника и передача заинтересованным лицам (гражданам, бюджетам или организациям) какого-либо имущества или денег.

Акты третейских судов исполняются лишь том случае, если в порядке ст. 240 АПК и ст. 427 ГПК вынесено определение о выдаче исполнительного листа. К актам иных уполномоченных органов и должностных лиц относят, к примеру, решения ГИБДД, налоговой службы, нотариальные свидетельства.

В соответствии со ст. 48 ФЗ-229 участниками ИП выступают взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель, и лица, привлеченные к исполнению: переводчики, эксперты, понятые и т. д.

Повестки, вызовы, извещения

Порядок информирования должника определен в ст. 24 ФЗ-229. Статья содержит указания на способы уведомления о возбуждении ИП, о месте и способе проведения действий. Могут быть использованы телефонограммы, повестки с требованием явиться к судебному приставу, смс-информирование, заказные письма и прочие способы.

Если ИП требует немедленных действий, например, блокировки и ареста денежных счетов, то должник не уведомляется о таких решениях.

Часть 3 ст. 24 указывает на то, что уведомления направляются по адресам, указанным в исполнительном документе. Это может быть место проживания, учебы или работы, личный кабинет на портале Госуслуг РФ (при наличии такового).

Лица, участвующие в ИП, могут указывать удобную для них форму оповещения и адреса по которым приставы проводят информирование.

Меры принудительного исполнения

Мерам, направленным на принуждение должника к исполнению законных требований пристава-исполнителя, в ФЗ-229 посвящена гл. 7. Все действия, которые уполномоченное лицо ФССП проводит с целью получения с должника имущественного (в т. ч. денежного) или неимущественного удовлетворения, перечислены в ст. 68 ФЗ-229.

Понятие меры выступают общим по отношению к понятию «действие». Исполнительные действия вытекают из той меры, которая подлежит исполнению (перечислены в ч. 3 ст. 68 в ст. ФЗ-229).

К ним относятся:

  • взыскания, обращенные на имущество либо финансы должника;
  • принудительное выселение или вселение в жилые помещения;
  • принудительное выселение из нежилых помещений;
  • выдворение за пределы Российской Федерации, арест имущества и счетов в КФУ.

Этот список не является исчерпывающим. Положения статьи позволяют применять иные меры, не вступающие в противоречие с конституционными правами.

Любые ограничения, накладываемые на должника с целью понуждения его к возврату средств и исполнению постановлений суда, судебный пристав соотносит с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции.

Ограничения могут накладываться лишь в той мере, которая не нарушает базовые принципы государственного строя и не противоречит положениям Основного закона страны.

Практика взысканий выделила косвенные меры принуждения. Они не направлены непосредственно на исполнение акта, а воздействуют на личность должника и служат для побуждения к самостоятельному исполнению судебного акта. К таким мерам относят временный запрет на выезд за пределы страны, лишение права управлять автотранспортным средством, заниматься врачебной или педагогической практикой и т. д.

Еще одной косвенной мерой принуждения выступает арест в порядке ч. 1 ст. 20.25, ч. 5 ст. 32.2 КоАП на срок до 15 суток либо штраф не менее 1000 рублей, либо выполнение до 50 часов общественных работ.

Как происходит взыскание на зарплату и другие доходы

Ст. 98 ФЗ-229 определяет три случая, которые позволяют обратить взыскание на деньги (получаемые в качестве оплаты труда или являющиеся иными доходами: пенсией, социальными пособиями, гонорарами, премиями, дивидендами и т. д):

  1. В исполнительном документе прямо указано на то, что взыскание направлено на периодические платежи, получаемые должником.
  2. Если требуется взыскать сумму, не превышающую 10 тыс. рублей.
  3. У должника нет средств или имущества, позволяющего погасить долг в полном объеме.

Закон определяет, что удерживаться может не более 50% от заработной платы (с учетом обязательного вычета НДФЛ). Если взыскание накладывается с целью выплат алиментов, то суммы исчисляются в такой пропорции:

  • на 1 ребенка – 25%;
  • на двоих – 33,3%;
  • на троих – 50% от заработка должника.

На практике случаются случаи, когда происходит удержание по двум исполнительным листам одновременно.

Такие удержания входят в мероприятия ИП. Пристав указывает срок для добровольного выполнения требований должника, не превышающий 5 суток с момента вручения уведомления.

Работодатель или иные лица, выплачивающие ответчику зарплату или какие-либо иные представляющие доход платежи, с момента получения исполнительного листа обязаны перечислять указанные в нем суммы в пользу взыскателя. Закон отводит на выполнение таких действий три дня с момента регулярной выплаты (например, получения должником причитающейся ему заработной платы).

Работодатель перечисляет такие средства либо до момента полного погашения задолженности, либо до момента прекращения трудового соглашения. Но если взыскание накладывается на выплаты по месту учебы или жительства, то уполномоченное лицо удерживает и перечисляет причитающиеся суммы до момента фактического погашения долга или смены места учебы (места жительства) должника.

В момент прекращения удержаний такое лицо обязано вернуть исполнительный лист в ФССП с пометками:

  • о причинах прекращения удержаний;
  • удержанных суммах с пометками, куда были средства перечислены.

Указывают и остаток задолженности.

Взыскание и реализация имущества должника

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в ч. 1 ст. 68 учитывает принудительные меры по изъятию имущества, принадлежащего должнику, и продажу арестованного — с целью погашения долга или выплаты иных сумм, причитающихся взыскателю.

Статья 446 ГПК РФ содержит перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание. В практике такие случаи употребляют под термином «иммунитет на взыскание»

Первым этапом такого взыскания выступает арест. Суть этого понятия раскрыта ст. 51 ФЗ-229. Приоритетом к изъятию выступают денежные средства, кроме случаев, когда исполнительный документ прямо указывает на имущество. Согласно ст. 69 закона такое имущество может не только реализовываться с целью получения прибыли, но и просто передаваться взыскателю в собственность.

Во исполнение ст. 87 ФЗ-229 и п. 1. «Положения №432-2208 о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» продажа арестованного имущества осуществляете именно этим органом. Излишки средств, оставшиеся после реализации, возвращаются в собственность должника.

Исполнение неимущественных требований

Под неимущественными требованиями закон подразумевает позиции, перечисленные в ст. 106-109 ФЗ-229. Например, восстановление на прежнем месте работы или определение порядка общения с ребенком после развода родителей.

При реализации неимущественных требований допустим арест имущества, но не как способ получения средств для погашения взыскания, а как мера понуждения должника к самостоятельным действиям по воздержанию от определенных действий.

Обжалование постановлений о взыскании

Порядок обжалования действий судебных приставов-исполнителей определен в гл. 18 ФЗ-229. Закон для ее подачи определяет десятидневный срок с момента вынесения исполнительного постановления, выявления факта противоправного или спорного действия (бездействия) или немотивированного отказа в отводе.

Жалобы подаются согласно территориальности ФССП и в порядке подчиненности. Физическое или юридическое лицо, подавшее жалобу, имеет право отозвать ее в трехдневный срок с момента подачи, не дожидаясь принятия решения по существу вопроса.

Поданная жалоба рассматривается в десятидневный срок, а при необходимости изучения дополнительных материалов или судебного разбирательства срок ее рассмотрения увеличивается. Для получения и рассмотрения дополнительных документов по сути жалобы закон отводит не более 10 дней.

Нюансы обращения взыскания в отношении организаций-должников

В течение 3 суток с момента поступления к нему исполнительного документа судебный пристав обязан принять решение об отказе либо о возбуждении ИП. К этому сроку ФССП добавляет еще 5 дней на добровольное погашение взыскания. Здесь подразумеваются рабочие дни.

Если в течение этого времени юридическое лицо, выступающее должником, не исполняет требования по взысканию, в отношении такой организации применяют дополнительные санкции в виде требований по уплате исполнительно сбора.

Размер сбора составляет 7% от суммы взыскания, но не менее 10 тыс. рублей. Если предметом взыскания выступает сумма не менее 2 млн. 250 тыс. рублей, судебный пристав под личную роспись предупреждает руководителя организации-должника об уголовной ответственности в порядке ст. 177 УК РФ.

Для использования в ИП судебный пристав-исполнитель имеет право направить официальные запросы о состоянии счетов должника и оценочной стоимости принадлежащего ему имущества в Росреестр, налоговую службу, ГИБДД, Гостехнадзор.

ФНС в течение недели обязана предоставить сведения о том, в каких КФУ обслуживается организация-должник и какие номера имеют ее расчетные счета.

При применении исполнительных мер аресту в первую очередь подлежит то имущество, которое непосредственно не участвует в производственном цикле.

Последние редакции закона

ФЗ 229 «Об исполнительном производстве» с изменениями на 2020 год имеет существенные поправки в ст. 67 и более ранние, в ст. 9 и 23.

Новая редакция закона определяет суммы долга, которые являются основанием к запрету на выезд из России. В случае невыплаты алиментов это 10 тыс. рублей, в иных случаях – 30 тыс.

В марте 2018 года были внесены изменения в гл. 5 ФЗ «Об исполнительном производстве». Согласно правкам, ИП прекращают при установлении факта безнадежности взысканий, направленных на погашения долга в бюджеты.

Февральские правки 2019 года обязали лиц, начисляющих должнику обязательные периодические платежи, указывать в расчетном листе сумму удержанных взысканий.

На основании ч. 6 ст. 81 в том случае, если у должника нет средств на погашение долга, расчетные операции по его счетам приостанавливаются.

Источник: https://bankrotof.net/ispolnitelnoe-proizvodstvo/zakon/fz-ob-ispolnitelnom-proizvodstve-obshchie-svedeniya/

229-ФЗ: обзор закона, важные моменты и изменения

Ст 229 фз об исполнительном производстве

Последнее обновление: 11.02.2020

В ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. отражен порядок работы судебных приставов-исполнителей. Недавно в этот закон были внесены поправки. Ниже в статье приведен краткий обзор действующей редакции Федерального закона № 229 ФЗ от 02.10 2007 г. (далее — ФЗ № 229).

Что значит исполнительное производство

Исполнительным процессуальным производством считают завершающую стадию исполнения официального судебного приказа или иных подобных актов. Долги с граждан и юрлиц взыскивают приставы-исполнители из службы судебных приставов (ФССП).

Помимо ФЗ № 229, основы и нюансы деятельности ФССП отражены в Конституции РФ, ФЗ № 118 от 21 июля 1997 года и иных аналогичных законах. В последних актах отражены порядок и конкретные условия исполнения судебных решений и постановлений иных государственных органов.

Возбуждение нового дела

Согласно ст. 30 ФЗ № 229 об исполнительном процессуальном производстве, новое дело на должника заводят на основании судебного официального приказа, исполнительного отдельного листа и иных подобных документов. Это делают по заявке от взыскателя.

Документ-основание передают приставу на протяжении 3 суток с момента получения. Далее в ФССП в течение 3 дней выносят официальное постановление об открытии нового дела или об официальном отказе в таковом.

Листы с пометкой «к немедленному исполнению» передают приставу ФССП. При первичном отправлении подобных документов в инстанцию в отдельном постановлении указывают точный срок для добровольного погашения физлицом или компанией-должником своих долгов.

Добровольное исполнение законных требований ФССП осуществляют на протяжении 5 суток со дня получения на руки официального постановления. После закрытия производства с должника-физлица или компании взыскивают соответствующий сбор (7% от суммы долга, но не менее 1000 руб. для граждан и 10 000 руб. — для юрлиц).

Сроки

Согласно ст. 21 ФЗ № 229, взыскание долгов по открытому исполнительному листу осуществляют на протяжении 36 мес. с момента вступления документа в юридическую силу. По судебному приказу это делают в течение 3 лет с момента выдачи приставу-исполнителю.

По аналогичным документам с различными периодическими платежами (зарплата, пенсии, ипотека, кредит под залог имущества, которое официально принадлежит должнику и др.) задолженность взыскивают в течение всего определенного срока изъятия на протяжении 3 лет после завершения этого периода.

Предписания, которые выдают в местной комиссии по трудовым спорам, исполняют на протяжении 3 мес. с даты их поступления на руки приставу. По судебным актам долги взыскивают в течение 2 лет после их вступления в юридическую силу.

Согласно ст. 36 ФЗ № 229, задолженность по судебному приказу или иному аналогичному документу взыскивают на протяжении 2 мес. со дня возбуждения нового дела. Официальное постановление от пристава ФССП исполняют в течение 15 суток с даты вынесения.

Истечение срока давности исполнения конкретного судебного приказа или другого подобного документа считают законным основанием для закрытия дела по должнику. Однако в этот период не включают время уклонения физлица или компании от исполнения собственных обязанностей по погашению накопившейся задолженности.

Участники исполнительного производства

Согласно ст. 48 ФЗ № 229, участниками исполнительного производства считают следующих лиц:

  • должник;
  • пристав ФССП;
  • взыскатель;
  • иные лица (понятые, переводчик и др.).

Взыскателем считают физлицо или компанию, в пользу которой изымают личное имущество. Должник — гражданин или юрлицо, у которых есть определенная непогашенная задолженность.

Взыскания на личное имущество и зарплату

Согласно ст. 98 ФЗ № 229, зарплату и иные подобные доходы сотрудника-должника взыскивают по исполнительному листу. Это делают в нижеприведенных ситуациях:

  • при исполнении официального судебного приказа или иного аналогичного документа с законным требованием о немедленном взыскании части зарплаты, алиментов и иных периодических платежей;
  • при взимании суммы долга в размере 10 000 руб. как максимум;
  • при отсутствии у физлица или компании-должника денег и личного имущества для погашения всех долгов.

Личное имущество, в том числе и деньги, взыскивают на погашение всего долга и различных расходов сотрудников ФССП на осуществление необходимых законных действий. Кроме того, в этой ситуации к уплате начисляют исполнительный сбор.

В соответствии с ФЗ № 229, должник вправе сам выбрать имущество, которое подлежит взысканию. Окончательно недвижимость для изъятия определяют в ФССП. Это делает судебный пристав.

Штрафы

Сотрудники ФССП взыскивают 2 вида штрафов — за совершение конкретного преступления или в качестве уголовной правовой меры наказания. В первом случае, согласно ст. 103 ФЗ № 229, по исполнительному листу штрафные суммы взыскивают после официального вступления судебного приговора в юридическую силу. Это делают в течение нижеприведенных сроков:

  • 2 лет — при отправлении должника за решетку на 3 года как максимум;
  • 6 лет — при тюремном заключении на 3–5 лет;
  • 10 лет — при отправлении в тюрьму на срок 5–10 лет;
  • 15 лет — при тюремном заключении на 20 лет и более или при пожизненном лишении свободы.

Согласно ст. 103.1 ФЗ № 229, судебные штрафы выписывают по ст. 104.4 УК РФ. В этой ситуации постановление об открытии нового дела оформляют на протяжении 3 суток со дня госрегистрации исполнительного листа в ФССП.

При возбуждении исполнительного процессуального производства конкретный срок для добровольного погашения задолженности не устанавливают и сбор не взыскивают. При неуплате физлицом или компанией судебных штрафов по истечении 10 дней после просрочки уплаты в местный суд подают представление о привлечении должника к уголовной ответственности.

Обязательность требований служащих ФССП

Согласно ст. 6 ФЗ № 229, законные требования пристава ФССП, которые устанавливают в отношении физлиц и юрлиц, подлежат обязательному исполнению во всех регионах РФ. В ином случае по российскому законодательству должников привлекают к административной и уголовной ответственности.

Для должников предусмотрена административка по ст. 17.8, 17.14 КоАП РФ. По УК РФ компании или физлица отвечают по таким статьям — 151,157, 312 и 315.

Согласно ст. 6.1 ФЗ № 229 в ФССП создают и ведут в бумажном и электронном виде банк данных. Из этой информационной базы берут необходимые сведения по различным должникам.

Общедоступными считают нижеприведенные сведения из банка данных:

  • дата принятия и номер исполнительного листа, судебного приказа или иного подобного документа;
  • дата открытия и номер исполнительного процессуального производства;
  • персональные сведения о должнике (для физлиц — ФИО, дата рождения; для компаний — название и юридический адрес);
  • требование из исполнительного листа или иного подобного документа;
  • название и точный адрес территориального отделения ФССП;
  • сведения об официальном объявлении физлица или юрлица-должника и его имущества в розыск.

Вышеприведенные сведения из банка данных считают общедоступными до дня завершения исполнительного процессуального производства или до обнаружения разыскиваемых лиц или имущества.

В этой информационной базе не публикуют личные данные о взыскателе и требования из судебного приказа или иного подобного документа, текст которого, согласно законодательству РФ, не подлежит разглашению и размещению в интернете.

Порядок и сроки обжалования

Согласно ст. 122 ФЗ № 229, обжалование незаконного постановления пристава ФССП подают на протяжении 10 суток со дня вынесения или с момента уведомления должника об этом. После предъявления подобной претензии официальный ответ дают в течение 10 суток после ее регистрации в госоргане.

В соответствии со ст. 123 ФЗ № 229, жалобу на нарушение личных прав подают начальнику пристава ФССП — старшему сотруднику. Ответ на претензию дают на протяжении 3 суток со дня ее получения.

После формирования соответствующей жалобы на судебного пристава ее нередко отзывают обратно. Однако это можно сделать только до принятия решения по претензии.

Согласно ст. 127 ФЗ № 229, по результатам официального рассмотрения жалобу на очевидное бездействие или незаконные действия пристава ФССП удовлетворяют или отказывают в этом. В некоторых ситуациях претензию должника признают частично обоснованной.

Постановление, которое оформлено по результатам рассмотрения соответствующей жалобы, исполняют на протяжении 10 суток со дня его вынесения соответствующим должностным лицом ФССП. Копию документа физлицу или компании-должнику направляют в течение 3 дней с момента принятия окончательного решения.

В соответствии со ст. 128 ФЗ № 229, бездействие, незаконные действия или отдельное постановление пристава ФССП оспаривают в одном из двух судов — арбитражном или общей юрисдикции. В первый из них идут в нижеприведенных ситуациях:

  • при наличии официального судебного приказа, который вынесли в арбитражном суде;
  • при занятии должника бизнесом без образования юрлица;
  • при наличии постановления от сотрудника ФССП, по которому должником признают компанию или физлицо, предпринимателя без образования юрлица, и др.

В иных ситуациях иск подают в суд общей юрисдикции — например, заявление о предоставлении рассрочки по взысканию начисленного исполнительного сбора. Подобный документ рассматривают на протяжении 10 дней.

Важные изменения федерального закона

На данный момент в ФЗ № 229 произошли важные изменения. Так, согласно поправкам, внесенным ФЗ № 48 от 7 марта 2018 г. в главу 5 ФЗ № 229, теперь исполнительное текущее производство прекращают и при признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.

Также, согласно ФЗ № 12 от 21 февраля 2019 г., ч. 3 ст. 98 ФЗ № 229 дополнили предложением о том, что теперь бухгалтеры или иные лица, которые начисляют должнику зарплату, в расчетном документе указывают сумму, взысканную по судебному приказу или по иному аналогичному документу.

Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/229-fz/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.