Структура судов рф 2020
Содержание
- 1 Судебная система РФ
- 2 Поправки в Конституцию 2020. Изменения в судебной системе
- 3 Структура Судов Рф 2020
- 3.1 Какие изменения предполагаются в судебной системе
- 3.2 Изменения и поправки
- 3.3 Система судов РФ в 2020 году
- 3.4 В 2020 году в судебной системе россии произошли изменения
- 3.5 общая схема
- 3.6 Суды общей юрисдикции
- 3.7 Кассационные суды общей юрисдикции
- 3.8 Новая схема движения дела по этапам обжалования:
- 3.9 5. Обязательное юридическое образование представителя или «госпомощь» юристам
Судебная система РФ
Конституционные суды | Суды общей юрисдикции,включая военные суды | Арбитражные суды | ||
Суды высшей инстанции | Конституционный суд Российской федерации | Верховный суд Российской федерации (Военная коллегия Верховного суда) | Высший арбитражный суд Российской Федерации | |
Суды II инстанции | Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации (не является под- чиненным Консти- туционному Суду РФ) | Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения) | Военные (флотские) окружные суды | Федеральные арбитражные суды округов (кассационная инстанция) (10 судов) |
Арбитражные апелляционные суды (апелляци- онная инстанция) (20 судов) | ||||
Суды I инстанции | — | Городские и районные суды, мировые судьи (последние – суды субъектов Федерации, для которых апелляционной инстанцией являются районные (городские) суды) | Гарнизонные военные суды | Арбитражные суды субъектов Российской Федерации |
Рассматривают дела | Соответствие нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ – Конституционный суд РФ. Соответствие нормативных правовых актов субъектов Федерации их Конституциям (уставам) – Конститу- ционные (уставные) суды субъектов РФ | Уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции | Уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции, имеющие отношение к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба | Судебные споры в сфере экономической деятельности |
МИРОВЫЕ СУДЬИ
Рассматриваемые дела:
- Расторжение брака (если нет спора о детях)
- Раздел имущества между супругами, если цена иска не превышает 50 000 руб.
- Имущественные споры, если цена иска не превышает 50 000 руб.
- Административные правонарушения, например, наложение штрафа за выезд на встречную полосу движения, если данный факт зафиксирован специальными техническими средствами
- Некоторые уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы
» | Адвокатам, юристам, представляющим интересы граждан при рассмотрении дел у мирового судьи | Наличие решений в КонсультантПлюс Решения в Системе КонсультантПлюс на 1 декабря 2010 года отсутствуют. |
РАЙОННЫЙ И ГОРОДСКОЙ СУДЫ
Рассматриваемые дела:
- Гражданские дела (имущественные, неимущественные споры, если цена иска превышает 50 000 руб.)
- Наследство
- Трудовые споры
- Расторжение брака, если есть спор о детях
- Административные правонарушения
- Уголовные дела
- Апелляционные жалобы на решения мировых судей, не вступившие в силу
СУДЫ республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов
Рассматриваемые дела:
- Все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции
- Определенный список дел об административных правонарушениях
- Дела о сохранности государственной тайны
- Апелляционные жалобы на решения мировых судей и кассационные жалобы районных судов
ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Рассматриваемые дела:
- Об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов
Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций
- Об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки (за исключением случаев прекращения полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков)
- О приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации
- О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного актав разумный срок по делам, подсудным федеральным судам, за исключением районных судов, гарнизонных военных судов
- Кассационные жалобы на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов
ВОЕННЫЕ СУДЫ
Рассматриваемые дела:
- Дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами
- Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими
- Гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
Рассматриваемые дела:
- Гражданские дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности
- Административные споры между субъектами предпринимательской деятельности и контролирующими их государственными органами
- Жалобы на решение третейских судов
- Споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица
- Споры, связанные с принадлежностью акций, долей в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций, паев в кооперативах
- Споры по искам учредителей, участников, членов юридического лица о возмещении убытков, причиненных юридическому лицу, о признании недействительными сделок, совершенных юридическим лицом, и (или) применении последствий недействительности таких сделок
- Другие споры
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
Рассматриваемые дела:
- Апелляционные жалобы на решения Арбитражного суда
» | Адвокатам, юристам, представляющим интересы граждан или юридических лиц при рассмотрении дел в суде, бухгалтерам организаций, у которых нет в штате юристов (для оценки хозяйственных и налоговых рисков) |
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД)
Рассматриваемые дела:
- Кассационные жалобы на вступившие в силу решения Арбитражного суда и постановления Апелляционного арбитражного суда
- Заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство
» | Адвокатам, юристам, представляющим интересы граждан или юридических лиц при рассмотрении дел в суде, бухгалтерам организаций, у которых нет в штате юристов (для оценки хозяйственных и налоговых рисков) |
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
Рассматриваемые дела:
- Дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
- Дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
- Экономические споры между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ
- Надзорные жалобы на решения арбитражного суда, постановления апелляционной или кассационной инстанций
» | Адвокатам, юристам, представляющим интересы граждан или юридических лиц при рассмотрении дел в суде, бухгалтерам организаций, у которых нет в штате юристов (для оценки хозяйственных и налоговых рисков) | Наличие решений в КонсультантПлюс * судебные акты Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного суда |
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
Рассматриваемые дела:
- Дела о соответствии Конституции РФ:
- федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
- конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
- договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
- не вступивших в силу международных договоров РФ;
- Разрешает споры о компетенции:
- между федеральными органами государственной власти;
- между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
- между высшими государственными органами субъектов РФ;
- По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле
- Дает толкование Конституции РФ
- Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления
- Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения
» | Адвокатам, юристам, представляющим интересы граждан или юридических лиц при рассмотрении дел в суде, бухгалтерам организаций, у которых нет в штате юристов (для оценки хозяйственных и налоговых рисков) | Наличие решений в КонсультантПлюс * судебные акты Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного суда |
ТРЕТЕЙСКИЕ СУДЫ
Рассматриваемые дела:
- По соглашению сторон третейского разбирательства в третейский суд может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, за исключением дел о банкротстве или вытекающих из публично-правовых споров жалобы на действия различных органов государственной или муниципальной (публичной) власти)
» | Адвокатам, юристам, представляющим интересы граждан или юридических лиц при рассмотрении дел в третейском суде | Наличие решений в КонсультантПлюс Решения в Системе КонсультантПлюс на 1 декабря 2010 года отсутствуют. |
Источник: https://cons-plus.ru/uristu/sud_system/
Поправки в Конституцию 2020. Изменения в судебной системе
Сегодня поговорим о том, о чем не расскажут с плакатов и рекламных баннеров: об изменениях в судебной системе.
Начнем с принципа, закрепленного в 10-й статье Конституции: государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Всем известный принцип разделения властей (а, точнее, власти) зарекомендовал себя во всем мире и необходим для создания системы сдержек и противовесов: при распределении полномочий между различными органами снижается вероятность того, что какой-то орган аккумулирует у себя все полномочия и своими действиями создаст угрозу государству.
Сдержки и противовесы худо-бедно работают: Госдума принимает законы, обязательные и для Правительства, и для судов. Суды могут признать незаконными подзаконные акты, издаваемые Правительством, а Конституционный Суд может признать неконституционным даже закон, принятый Госдумой, и так далее.
Но вот проблема возникает, когда мы пытаемся вписать в эту схему президента. Формально он не отнесен Конституцией ни к одной ветви власти, то есть существует как бы вне этих ветвей.
При этом система сдержек и противовесов продолжает работать: судьи назначаются или представляются к назначению президентом, но при этом суд может признать незаконным указ самого президента.
Президент ограничивает полномочия Федерального собрания — органа законодательной власти — тем, что может не подписать принятый закон, но при этом само Федеральное собрание может инициировать процедуру импичмента президента, и так далее. В общем, за многие годы сложилась сложная система взаимодействий органов власти. Теперь давайте вернемся непосредственно к поправкам к Конституции.
Прекращение полномочий судей
Итак, согласно одной из поправок президент наделяется полномочиями вносить в Совет Федерации представление о прекращении полномочий судей, включая судей Конституционного и Верховного судов, в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи. Заметьте: не преступления, даже не административного правонарушения, а просто поступка.Под этим можно понимать все что угодно. На сегодняшний день за совершение порочащих поступков судей тоже могут лишить статуса, но делается это органами судейского сообщества, в которые, кстати, привлекаются представители общественности.
В случае судей Конституционного Суда это делается Советом Федерации, но по представлению самого Конституционного Суда, а не президента.
Очевидно, что такая поправка полностью разрушает систему сдержек и противовесов, делая судей полностью зависимыми от воли президента.
В самом деле, на чьей стороне будет судья при рассмотрении спора с государством, понимая, что теперь в любой момент его могут сместить с должности? Сможет ли такой судья объективно рассмотреть иск об оспаривании какого-нибудь указа самого президента? Понятно, что сегодняшняя российская судебная система далека от идеала: все мы слышали и про телефонное право, и про явно неправосудные решения. Но вместо того, чтобы как-то решать эту проблему, такими поправками власть просто забивает последние гвозди в крышку гроба судебной системы.
Уменьшение количества судей Конституционного Суда
Еще одна поправка уменьшает количество судей Конституционного Суда с 19 до 11. Многие юристы указывают, что такое уменьшение ничем не обосновано и приведет к уменьшению вероятности протестных настроений среди судей: чем меньше группа, тем проще ее контролировать.
Вопрос в целом довольно спорный: например, в США Верховный Суд состоит всего из 9 судей. Но зато они назначаются пожизненно. В общем, к уменьшению количества судей с учетом поправки о возможности смещения этих судей с должности следует отнестись очень настороженно.
Заключения Конституционного суда по проектам законов
Следующая поправка заключается в том, что Конституционный Суд наделяется полномочиями по запросу президента проверять на соответствие Конституции проекты законов до их вступления в силу. Казалось бы, что здесь может быть плохого? Пусть Конституционный Суд проверит, все ли в порядке, это ведь хорошо.
Но на самом деле здесь кроется большая опасность. Дело в том, что при рассмотрении жалоб граждан на неконституционность законов Конституционный Суд может указать, что этот закон уже был предметом рассмотрения ранее, и повторно рассматривать те же самые нормы нет оснований.Вот вам и схема, как принять неконституционный закон: президент еще на стадии проекта закона обращается в Конституционный Суд, тот дает положительное заключение (ну, как в истории с поправками к Конституции: не забывайте, что судей теперь, в случае чего, можно снять с должности). После этого президент подписывает закон.
А когда через некоторое время от обычных граждан посыпятся жалобы в Конституционный суд, им всем можно отвечать, что закон уже проверялся, с ним все в порядке, еще раз проверять его не будем. То есть проверка закона на стадии проекта может отсечь дальнейшую возможность его оспаривания гражданами.
А ведь на стадии проверки проекта граждан в суд не пригласят и их аргументы не выслушают.
Итоги
На фоне обнуления сроков президента никто не обсуждает поправки, которые касаются судебной системы. А, между тем, они весьма важны: на корню уничтожается независимость судей, при этом в очередной раз существенно расширяются полномочия президента, как бы из телевизора не кричали об обратном. Такие дела.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/jurobzor/popravki-v-konstituciiu-2020-izmeneniia-v-sudebnoi-sisteme-5ee27c25d82e982b889d8afe
Структура Судов Рф 2020
Как всегда, мы постараемся ответить на вопрос «Структура Судов Рф 2020». А еще Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте не выходя из дома.
С 1 октября 2020 года изменятся правила судебных разбирательств. В частности, исчезнет термин «подведомственность судов», больше дел судьи начнут рассматривать в упрощённом порядке, а представлять в суде интересы россиян смогут не только адвокаты, но и граждане с высшим юридическим образованием.
Какие изменения предполагаются в судебной системе
Поправками депутатов исключены положения, изменяющие правила извещения участников гражданского процесса, сначала предлагалось самостоятельно получать информацию о движении дела после получения определения о принятии искового заявления к производству суда. Также Госдума не дала отменить составление мотивировочного решения суда, что изначально было прописано в инициативе Верховного суда.
Изменения и поправки
«Этот закон является важным шагом в реформировании и модернизации судопроизводства, в реализации реформы судоустройства и унификации процессуальных кодексов», — сказал при рассмотрении в Госдуме данного закона глава Комитета палаты по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.
- в отдельную ветвь выделены арбитражные суды;
- дела с участием военных рассматривает специальная ветвь судов общей юрисдикции – военные суды;
- у основной части судов общей юрисдикции функции апелляции и кассации исполняют разные инстанции, в зависимости от характера дела.
Система судов РФ в 2020 году
Судебные инстанции в Российской Федерации представляют собой единую структуру, которая состоит из нескольких направлений. На наглядной схеме мы показали, как в 2020 году строится система судов РФ. В этом году в структуру внесли изменения.
В 2020 году в судебной системе россии произошли изменения
взаимодействие судов в нашей стране регулируют положения конституции рф (глава 7) и фкз от 31.12.1996 № 1-фкз «о судебной системе российской федерации». деятельность отдельных структур регулируют процессуальные кодексы и другие законы. в фкз № 1 закрепили базовые принципы работы:
верховный суд издает «бюллетень верховного суда российской федерации», в котором публикуются решения по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе судов общей юрисдикции и др. материалы.
общая схема
Военные (флотские) окружные суды — это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами.
Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск; военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).
Суды общей юрисдикции
(1) Арбитражные суды субъектов Российской Федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично. К полномочиям относятся:
Седьмое. Арбитражные суды будут ограничивать время выступления. Лица, игнорирующие замечания суда и пренебрегающие последовательностью вступления могут быть ограничены судом. Ограничения должны будут фиксироваться в протоколе, жалобу на который можно будет подать в течение пяти дней.
Кассационные суды общей юрисдикции
По инициативе Верховного Суда проводится судебная реформа, направленная на преобразование нашей модели правосудия в соответствии с современным запросом общества. Цель реформы состоит в том, чтобы повысить уровень доступности и качества правосудия, а также оптимизировать нагрузку на судебные органы.
Новая схема движения дела по этапам обжалования:
Белгородская область, Брянская область, Воронежская область, Калужская область, Курская область, Липецкая область, Орловская область, Республика Мордовия, Московская область, Нижегородская область, Пензенская область, Саратовская область,
Тульская область
Теперь и в арбитражном процессе судья, единолично, рассматривающий дело, станет решать вопрос о своем отводе самостоятельно. Ранее такая норма действовала только в судах общей юрисдикции.
Честно говоря, я не в восторге от этой новеллы. С одной стороны, она ускорит процесс. Однако мой опыт показывает, что судья отклонивший отвод самому себе часто теряет беспристрастность.
Данная норма не повышает, а снижает качество нашего правосудия.
В свою очередь, если в суд общей юрисдикции поступит иск и в нём будут требования, подлежащие рассмотрению в порядке гражданского и административного судопроизводства и их нельзя разделить, то суд обязан рассмотреть их в соответствии с ГПК РФ.
В случае же, когда требования можно разделить, и при этом требования, разрешаемые в порядке административного производства подсудны этому суду, то он также должен принять их к своему производству в соответствии с КАС РФ. А если, данные требования ему неподсудны, то он возвратит заявление в их части.Ну, и наконец, когда судья в ходе подготовки дела в рамках гражданского судопроизводства вдруг выяснит, что оно должно рассматриваться по КАС РФ, то суд обязан вынести Определение о переходе к рассмотрению в порядке административного судопроизводства. Эти новеллы давно ждали все юристы.
Они прекращают порочную практику отказа в принятии заявлений вследствие ошибки выбора вида судопроизводства, а также ограничивают возможности судов в отказе в принятии заявления.
5. Обязательное юридическое образование представителя или «госпомощь» юристам
Их суть заключается в том, что если в арбитраж поступит заявление, содержащее требования, часть из которых относится к компетенции арбитражного суда, а другая – к суду общей юрисдикции и их нельзя разделить, то дело направляется в суд общей юрисдикции.
Когда же эти требования можно разделить, то арбитраж примет к производству только те требования, которые входят в его компетенцию и возвратит заявление в части требований, относящихся к суду общей юрисдикции.
А если в ходе процесса арбитраж выяснит, что дело должно рассматриваться в суде общей юрисдикции, то он вынесет Определение и отправит материалы в суд субъекта РФ для передачи в суд общей юрисдикции.
Гражданское право и процесс Статья просмотрена: 1430 раз Key words: justice, court of arbitration, judicial system, economic disputes, business turnover, «e-justice», summary proceedings Социальные и экономические преобразования, которые происходили в процессе развития российского государства, углубление экономических реформ, требовали дальнейшего совершенствования системы судоустройства, в частности, системы арбитражных судов. Цель статьи заключается в проведении комплексного анализа процесса формирования и развития современной системы арбитражных судов РФ, на основе которого выявить как положительные, так и отрицательные результаты деятельности указанных органов. 5 марта 1992 года был принят первый Арбитражно-процессуальный кодекс РФ (АПК РФ).
Также существуют разные уровни иерархии. Так, мировые судьи работают в районных судах, районные суды подчиняются городским, а те, в свою очередь, областным судам, судам краев и республик и т. д.
От того, какой спор находится на рассмотрении, зависит, в какой суд обращаться по первой инстанции, затем в порядке апелляции и кассации.
Например, есть дела, по которым первой инстанцией будет городской суд, а не районный, хотя по другим делам такой суд работает как апелляционная инстанция.
Источник: https://legcons.ru/sudebnye-pristavy/struktura-sudov-rf-2019-2