Земельные сервитуты это

Содержание

Что такое сервитут земельного участка согласно ГК РФ, как его оформить?

Земельные сервитуты это

Благоустройство некоторых земельных участков (ЗУ) невозможно без задействования соседних территорий.

Такое допустимо на законодательном уровне, но в исключительных случаях и при наличии действующего сервитута.

Что такое сервитут земельного участка, согласно ГК РФ, каков порядок его оформления, как составить и куда подавать заявление? Ответы на вопросы найдете в статье.

Определение и характеристика по Гражданскому Кодексу

Сервитут на ЗУ – это документальное разрешение на временное распоряжение землями, которые принадлежат другому владельцу (п. 1 ст. 274 ГК РФ).

Документ выступает разновидностью обременения, но не может передаваться третьим лицам как залог или по другим причинам. Также его нельзя продать, обменять или подарить (п. 1,2 ст. 275 ГК РФ).

Цели и основания для выдачи

Задача сервитута – сделать возможным удовлетворение нужд отдельных граждан или государства (т.е. населения) в целом путем предоставления доступа к земле другого гражданина или организации.

Одна лишь цель не является веской причиной для выдачи разрешения – этому может поспособствовать только наличие основания. Таковым считают для участков в государственной собственности (ст.

23 и 39.23 ЗК РФ):

  1. Изыскательные мероприятия.
  2. Использование полезных пород, воды и всего, что находится в земле на территории владельца ЗУ.
  3. Возведение специальных сооружений (блоков связи, электроузлов и т.д.), информирующих или предупреждающих стендов или знаков.
  4. Для прохода/проезда через участок, в т.ч. для доступа к водному объекту общего пользования и его берегу.
  5. Размещения межевых знаков, геодезических пунктов и сетей, нивелирных пунктов и подъезду к ним.
  6. Проведения дренажных работ.
  7. Забора воды из источников.
  8. Прогона сельскохозяйственных животных, выпаса скота, сенокошения.
  9. Использования ЗУ для охоты, рыбной ловли и т.п.
  10. Для использования ЗУ в целях, указанных в ст. 39.37 ЗК РФ.

Для подтверждения основания нужно:

  • официальное соглашение между участниками сделки;
  • решения суда;
  • нормативно-правовые акты территориальной администрации.

Задокументированное основание следует предъявить при подаче заявки на установление частичного распоряжения землей.

Кто может быть инициатором?

Ст. 274 ГК РФ определяет перечень участников процесса, которые могут инициировать выдачу сервитутного права:

  • собственник;
  • лицо, которое на законных основаниях может бессрочно пользоваться чужим ЗУ;
  • лицо, которое получило ЗУ в качестве наследуемого владения;
  • арендатор ЗУ.

Под каждым из перечисленных может выступать как физ-, так и юрлицо. Часто инициатором установления являются государственные учреждения.

Условия

Получить временное право пользования разрешается только при выполнении ряда требований, которые определены законом:

  1. Процедура по оформлению сервитутного права инициируется, когда решить вопрос другим способом не получается. Т.е. если собственник докажет, что есть альтернативные пути удовлетворения нужд заявителя, то сделка не состоится.
  2. Установление в судебном порядке возможно только при имеющихся непримиримых разногласиях между сторонами. Это может быть прямой отказ собственника или отсутствие компромисса в каких-либо пунктах договора (напр., размера оплаты или срока).
  3. Текст соглашения не может лишать хозяина ЗУ права собственности на время действия договора. Также запрещается создавать ему препятствия в распоряжении переданного в пользование другого лица имуществом.
  4. Доступ другого лица должен минимально ограничивать владельца, когда есть несколько вариантов соблюдения интересов заявителя.
  5. Сервитуарий (тот, кому дается временное разрешение) должен сохранять имущество собственника в надлежащем виде и использовать его только в целях, указанных в сервитуте. Также он обязан оплачивать распоряжение участком в соответствии с договоренностью, если не предусмотрено другое.

Кроме того, в тексте разрешения в обязательном порядке необходимо отразить полную информацию о заключаемой сделке, иначе оно не будет признано законным.

Классификация

Сервитут характеризуют по 3 направлениям, что не только является простой классификацией, но и указывается в тексте соглашения.

По характеру владения

Согласно тексту ст. 23 Земельного Кодекса, в этой категории различают 2 категории – публичные и частные.

Если разрешение оформляется для общественных целей (всей страны или выделенных регионов/поселений и т.д.), то речь идет о публичном сервитуте.

Данная категория подразделяется на 3 подвида:

Законодательная база по месту обращения определяет основания для выдачи публичного сервитута (напр., распоряжение городской администрации).

Наличие документа требуется для:

  • определения места под сенокос;
  • возможности использования прибрежной зоны местных водоемов;
  • археологических и других видов работ, которые требуют исследования земель;
  • реализации дорожных работ, чтобы сделать тротуар или транспортный проезд;
  • того, чтобы выделить место под пастбища и проход для скота;
  • общественного досуга (напр., рыбалки);
  • дренажных работ

В перечень включаются и другие обстоятельства, если их цель – улучшить качество жизни местного населения.

Применение частного вида характерно для сделок, когда их участники – рядовые граждане и негосударственные организации.

Сервитут такого рода служит для того, чтобы оборудовать участок:

  • электричеством;
  • системой водоснабжения, трубопроводом;
  • телефонной линией;
  • дорогой для передвижения транспорта или населения, когда обойти участок затруднительно или вовсе не представляется возможным.

Поводом для установления могут быть и другие обстоятельства, при наступлении которых не обойтись без сервитута.

По срокам действия

Эта классификация разделяет сервитуты на срочные и бессрочные. Обе характеристики применяются и в публичном, и в частном смысле.

В первом случае документ вступает в силу на определенный период, одобренный обеими сторонами (напр., на время прокладки труб). Инициатор может указать в тексте конкретный временной промежуток, обозначив, возможно ли его продление.

Если земля, выделенная как субъект сервитута, одновременно является предметом арендного договора, то период его временного использования не должен быть больше действия этого договора.

Бессрочные не имеют ограничений по сроку. Они снимаются только после потери права владения обремененным участком. Применяется при необходимости постоянных изменений (напр., для того, чтобы проложить дорогу с последующим ее использованием).

По стоимости

Здесь речь идет о платной и бесплатной возможности использовании ЗУ. Его владелец по закону (п. 5, ст. 274 ГК РФ) может истребовать оплату временной сдачи недвижимости. Данные нормы актуальны и в случае, когда запрос на использование земель поступил от государственных органов.

Плата за разрешение наложения, обременения должна быть адекватной. Если о ее размере не удалось договориться мирным путем, то вопрос решается через исковое заявление.

Также сделка может быть заключена безвозмездно. В обоих случаях установленная стоимость указывается в тексте документа.

Порядок оформления

Для того, чтобы оформить сервитут, нужно выполнить несколько действий:

  1. Претендующий на временное право пользования землей должен письменно обратиться к владельцу недвижимости с просьбой предоставить участок на период удовлетворения его нужд.
  2. При отсутствии разногласий составляется мирное соглашение на предоставление частичного права пользования, при их наличии для удовлетворения требований инициатор обращается в районный суд.

    В этой ситуации необходимо предоставить ряд доказательств того, что использование чужих земель обязательно. На регистрацию заявки уходит 1 рабочий день, на полное оказание услуги – до 44 дней. Если владелец земли не хочет предоставлять ее для удовлетворения нужд инициатора, то выдача сервитутного права осуществляется через суд.

  3. Документы подаются в уполномоченный орган по месту нахождения предмета договора.
  4. Регистрация сделки в Росреестре.

Какие потребуются документы?

Для того, чтобы оформить сервитут, необходимо подготовить:

  • паспорт хозяина недвижимости и сервитуария;
  • письменное уведомление собственника;
  • официальное основание (судебное решение или письменное соглашение для частного и территориальный нормативный акт для публичного вида) для выдачи;
  • заявление на оказание услуги.

Текст соглашения составляется в соответствии с законодательной базой, владельца ЗУ и претендующего на возможность его использования.

Ст. 39.25 ЗК РФ определяет содержание документа, куда нужно включить:

  • паспортные и контактные данные собственника и сервитуария;
  • цели и основания выдачи сервитутного права;
  • кадастровый и учетный номер ЗУ, учетный номер части ЗУ, к которой устанавливается сервитут;
  • права и обязательства владельца и сервитуария;
  • наличие оплаты с указанием суммы;
  • период действия договоренности.

Если субъект сделки передается в использование госучреждения, то для установления сервитута необходимо официальное согласие его учредителя – территориальной администрации.

Если одного из участников сделки представляет доверенное лицо, то нужно предоставить документ, законно подтверждающий его права на представление интересов доверителя.

Как составить заявление, где взять образец?

Документ не имеет строгого образца, но его содержание должно включать в себя:

  • паспортные и контактные данные участников;
  • предмет сделки – земельный участок;
  • взимается ли плата с временного хозяина (если да, то когда и каким образом вносятся денежные средства);
  • сроки;
  • дополнения или иные условия при необходимости.

Скачать образец заявления на установление сервитута

При перечислении условий можно указывать не только пункты нормативных актов (напр., п. 2, 5 ст. 274 ГК РФ), но и установить свои требования к пользованию (напр., проводить работы в строго отведенные часы).

Заявление вместе с остальными бумагами подается в территориальный уполномоченный орган.

Регистрационные действия

Реализация сервитутного права обретает законную силу только после регистрации (п. 3 ст. 274 ГК РФ), т.к. данный документ – это вещное право (ст. 216 ГК РФ) на объект собственности.

Процедура состоит из нескольких этапов. Первый – сбор бумаг по списку:

  • заявление на оказание услуги;
  • паспорт обратившегося (для юрлиц – выписка из ЕГРЮЛ и устав организации);
  • кадастровые документы ЗУ;
  • межевой план (если сервитуарий претендует на часть территории);
  • свидетельство о праве собственности на ЗУ;
  • выписка из Росреестра;
  • документ-основание полученного права ограниченного доступа к ЗУ.

Полный пакет подается в местное представительство Росреестра.

Время и цена оказания услуги

Уполномоченный орган занимается установлением сервитута, но изданное разрешение не имеет никакой силы, если данные не внесены в ЕГРН. Временное право активируется в день регистрации.

Услуга регистрации вещного права оказывается на платной основе:

  • 1500 руб. для физлиц;
  • 6000 руб. для юрлиц.

Квитанция об оплате сохраняется – ее прилагают к общему пакету.

Сервитут вступит в силу после прохождения процедуры регистрации. Это произойдет по прошествии 10 дней с момента обращения. Указанное время отводится на проверку документов, принятие решения и внесения данных в Росреестр.

Последствия нарушения договоренности

Если наблюдается несоблюдение оговоренных правил, то пострадавшему нужно:

  1. Составить Акт с указанием всех эпизодов несоответствия условиям сервитута.
  2. Пригласить понятых или представителей правоохранительных органов, чтобы те зафиксировали нарушения соответствующей отметкой в Акте.

Затем лицу, чьи права не соблюдаются, следует обратиться в суд, где будет принято решение в его пользу. Победа истца однозначна, поскольку он предоставит соглашение и Акт, который свидетельствует о нарушении договоренности.

Далее по причине нарушения условий сервитута ответчика может ожидать:

  • расторжение сделки, что закроет доступ к чужому участку, а значит – повлечет отмену всех запланированных работ;
  • наложение штрафа;
  • возмещение ущерба, который понес хозяин по причине отсутствия полноценного пользования своим имуществом.

Также истец самостоятельно и за счет второй стороны устранит препятствия к несоблюдению условий сервитута. Например, владелец участка может снести несогласованные ограждения или строения за счет нарушителя (сначала внеся личные средства, а потом взыскав сумму расходов в добровольном порядке или через исковое заявление).

Можно ли аннулировать сервитутное право?

Отмена сервитутного права возможна при наличии законных оснований, т.е. если:

  • закончился его срок действия;
  • на это согласны обе стороны;
  • причины его выдачи ликвидированы.

Также прекратить действие может сам хозяин участка, когда земля не может им использоваться по целевому назначению из-за установления сервитута. Аннулирование документа осуществляется через суд.

по теме статьи

Что такое сервитут на земельный участок, подскажет видео:

Заключение

Установление сервитута – процедура, строго контролируемая законом с момента оформления разрешения до его осуществления. Временный доступ к чужому имуществу не наделяет заявителя всеми полномочиями владельца – это скорее услуга со стороны собственника и государства.

Сам хозяин полностью защищен российской законодательной базой, но также нужно понимать, что за неимением другого выхода он обязан пустить сервитуария на свой ЗУ.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/servitut

Что такое сервитут по Земельному кодексу

Земельные сервитуты это

Случается, что помимо воли собственника часть земельного участка может быть ограничена в правах пользования. Несмотря на законные права собственности, отдельное лицо или организация способны установить своеобразный выдел для общественных нужд или для личного пользования.

Обычно такие правовые ограничения допустимы для накладывания на соседские участки, которые имеют выход к местам общей доступности. Закон о земельном сервитуте на чужой территории имеет очень важное значение для определения границ ее использования.

Безусловно, основным документом, регламентирующим нормы об установлении и прекращении обременения участка в виде сервитута, является Земельный кодекс.

Что такое сервитут, правовые основы

Любой вид правоотношений, возникающих в ходе эксплуатации земельных наделов, детально описывается именно в этом нормативном документе. Земля – недвижимый объект, к которому применимы не только правила о возникновении права собственности, но и возможные ограничения и преимущества, связанные с арендой, дарением, обменом и прочими видами сделок.

Перед тем как давать нормативно закрепленное определение сервитута следует отметить, что Гражданский кодекс описывает обстоятельства наложения обременения, которые необходимы соседям. Тогда как Земельный кодекс прописывает виды и цели, которые характерны для социально важного ограничения права собственности.

Как такового понятия сервитута ЗК РФ не содержит. До изменений, введенных законом от 28.12.2013 года, п. 1 ст. 23 отсылал к нормам гражданского законодательства, уточняя, что требования к частным категориям обременений прописаны в ГК РФ. После 1 января 2014 года, перед тем как изучать нормы статьи 23, необходимо обратиться к статье 274 ГК РФ.

В Гражданском кодексе прописано весьма запутанное определение, которое состоит из следующих частей:

  • основание: проход, проезд, ремонт, реконструкция, производимые в интересах использования соседского участка;
  • как возникает: через требование, договоренности или судебные предписания;
  • между кем производится: смежные территориальные наделы;
  • какие последствия: не возникает негативных ограничений, кроме невозможности пользования той части участка, по которой осуществляется удовлетворения потребностей соседей.

Исходя из этого определения, можно осуществить проекцию и на нормы социально значимого сервитута с установлением дополнительных административных процедур по земельному законодательству.

При этом следует оговориться, что ограничения, установленные ГК РФ, в основном носят адресный характер (ограничены кругом соседей).

А по замыслу законодательства имеются основания для массовых обременений всех наделов, которые располагаются в «одной территориальной плоскости». В этом заключается разница определений различных типов ограничений при единстве подходов к порядку использования.

В обоих случаях неудобства терпит только собственник ограничиваемого надела, теряя часть полезной площади из зоны эксплуатации, не меняя сути собственности.

Виды сервитутов по земельному законодательству

В противоположность гражданскому законодательству, которое дает примерный и неполный список предлогов для постановки «частного сервитута», в Земельном кодексе описываются все случаи, при которых возможно ограничить эксплуатацию властным предписанием. Но стоит оговориться, что для обоих видов характерно следующее деление на:

  • постоянные;
  • временные (срочные).

Временные сервитуты, которые устанавливаются в рамках частного случая, возможны только на основании личных договоренностей (например, пронос строительных материалов для возведения совместного забора). Постоянные же ограничения обычно накладываются решением суда, так как собственник зачастую препятствует свободному пересечению собственного надела посторонними лицами (соседями).

Публичный сервитут предполагает, что владелец не имеет права сопротивляться общественной задаче, создавая блага всем без исключения.

Виды публичных сервитутов по земельному законодательству можно условно разделить на две группы, если обратиться к предыдущей классификации:

Чем обусловлен сервитутНормативное обоснованиеКто устанавливаетНа какой срок
Гарантия возможности беспрепятственного посещения любым желающим водоема и прибрежной территорииП. 2 статьи 27 Водного кодекса РФОрганы МСУПостоянно
Необходимостью проведения устранения дефектов всевозможных инфраструктурных объектовПостановление Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170; Жилищный кодекс РФОрганизация, обслуживающая территориюВременно
Требованием определения границ посредством установления специальных знаков, геодезических пунктов для обслуживания сетей

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/servitut-po-kodeksu.html

Что такое сервитут земельного участка и какие бывают виды

Земельные сервитуты это

Обладание правом собственности на землю в идеале, подразумевает беспрепятственное распоряжение ею как таковой по воле владельца. При таком статусе, несанкционированный доступ посторонних лиц к земле фактически запрещен.

В то же время, законодатель позволяет установить сервитут земельного участка, позволяющего частично обойти данный запрет, причем исключительно законно.

Конкретные виды сервитута предоставляют право пользования участком земли лицам, чьи законные интересы ущемлены препятствиями образованные чужой собственностью.

Юридическое и обывательское понятие сервитута

Сервитут это узаконенное право третьих лиц ограниченного пользования землей собственника.

Для определения понятия сервитута, смоделируем типичную ситуацию, при которой он реально допустим.

Предположим, что на некой территории имеется плотная частная застройка жильем, в начале и в конце которой находится естественное образованное препятствие, например, скала и река.

За ней планируется провести, срочные ремонтные работы на режимном объекте либо построить новый микрорайон. Нужна дорога, и возможно место для прокладки иных коммуникаций.

Обойти естественно образовавшееся препятствие с краев жилого массива, не представляется возможным. Слишком дорого, долго, с точки зрения затрат финансов и времени, а также не соответствия цели. Остается только один выход, ограничить право пользования собственников, сделав по их земле проход.

Этот момент наглядно демонстрирует самое важно условие сервитута – получение разрешения при отсутствии альтернативы.

Теперь дадим определение самому понятию. С точки зрения Земельного кодекса России и ГК РФ, сервитут-это двухсторонняя сделка, с вытекающими из ее сути правами и обязанностями сторон.

Одна сторона (заявитель), получает обеспеченное законом право беспрепятственного пользования не принадлежащим ему участком земли. Другая сторона, ее текущий владелец (собственник, арендатор и т.д.

) отчуждает часть своей земли в пользу заявителя, в том числе на возмездной (платной) основе.

Следовательно, сервитут создается для обеспечения особенного режима правового регулирования земельных отношений, отличающегося от первоначального.

Виды сервитута

Как правило, сервитут устанавливается в отношении земли разной формы собственности, с обязательной регистрацией в ЕГРН и может быть получен:

  • Путем заключения письменного договора сторон;
  • Нормативно-правовым актом;
  • Судебным решением.

В соответствии с этим, подразделяют временный и постоянный сервитут, частного (личного) и публичного (общественного) характера.  Сервитуты не имеют фиксированных нормативных параметров, устанавливаются как на небольшой территории, так и на сотнях гектарах земли:

  1. Для организации проезда;
  2. Проведения работ (геологоразведка недр, водных ресурсов и т.д.);
  3. Прокладки коммуникаций;
  4. Для заготовок продукции и сельскохозяйственных нужд.

Частный сервитут в большинстве своем имеет временное значение, для целей обеспечения проезда техники с грузом на время строительства либо подготовке к нему. Однако иногда требуется и постоянный сервитут, например, для создания полноценного прохода к участку соседа.

Частный сервитут, говоря простым языком, представляет собой письменную договорённость между физическими лицами.

Закрепить право и обязанности сторон в этом случае также необходимо закрепить нотариально с последующей регистрацией в Росреестре.

Скачать договор сервитута земельного участка

Условия и порядок распоряжения объектом сервитута, обговариваются сторонами самостоятельно. И лишь в случаях возникновения спора, непреодолимые разногласия решаются в судебном порядке.

Обращение в суд с исковым заявлением, отнюдь не гарантирует удовлетворение всех требований заявителя.

Сервитут может быть получен лишь при соблюдении обстоятельств, с учетом здравого смысла и потенциальной возможности хозяина земли.

Публичный сервитут изначально имеет иной порядок установления.

С помощью федерального законодательства, например, ФЗ «О недрах», а также нормативно правовых актов органов власти субъектов РФ и муниципальных образований, закрепляется специальный режим сервитута. Они заранее предусматривают в отношении земель частных владений публичный сервитут на постоянной основе.

А их действующим и потенциальным владельцам приходиться фактически нести соответствующие обязанности, если частные наделы станут препятствием в осуществлении общественно значимых мероприятий. Например, для целей организации доступа к месторождению нефти, оленеводы обязаны сократить размеры пастбища.

Однако и здесь нередки случаи оспаривания земельных прав.  Собственники обжалуют решения органов власти, так как считают, что имеются альтернативные пути. Также собственник имеет право на компенсацию в денежном выражении. Но, как показывает практика, добиться взыскания возможно лишь через суд.

Говоря простым языком, именно благодаря публичным сервитутам, общество получило неограниченное право доступа к водоемам и лесам.

Особенности сервитута

Первое, что важно отметить это заявительный характер сервитута, он не может иметь юридически значимых последствий, если:

  • Не достигнуто согласие сторон (кроме публичных сервитутов);
  • Не соблюдена письменная форма оформления и регистрация в порядке, установленном законом (для частных);

Во всех случаях сервитут в договоре регистрируется в течение 18 дней с момента обращения в Росреестр. В зависимости от назначения сервитута и вида земли, заявителем в соответствии со ст. 333. 33 НК РФ оплачивается государственная пошлина в размере 2 000 рублей. А если это земли сельхоз назначения, то ее размер существенно ниже: 350 рублей.

Совет: Обязательно иметь при подаче документов среди прочих техническую документацию на землю. Если это не возможно, как в споре с физическими лицами, то можно ходатайствовать перед судом об истребовании таких доказательств.  Обеспечение сервитута, в случаях установки его в суде, порядок реализации заявителем своих прав поддерживается службой судебных приставов.

Выводы

Сервитут это особый порядок пользования землей, не принадлежащей его заявителю. Есть два вида сервитута частный и публичный, устанавливаемые как на определенный срок, так и бессрочно. Для публичного сервитута необходим закон либо иной нормативно правовой механизм создаваемый органом местной власти либо субъектом РФ.

Источник: https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/chto-takoe-servitut/

Понятие сервитута в земельном праве

Земельные сервитуты это

Чтобы найти классическое определение сервитута в земельном праве, необходимо обратиться к ГК РФ. На основании п.1 ст.

274 ГК РФ собственник земельного участка может требовать от собственника земельного участка, который находится по соседству, предоставления права ограниченного пользования данным участком, иными словами, сервитута.

При обременении земельного участка сервитутом, собственник участка не лишается прав владения, распоряжения и пользования им. Сервитута помимо этого можно установить, основываясь на интересе и требовании лица, которому предоставили участок на праве пожизненного наследуемого владения, либо на праве постоянного пользования.

Замечание 1

Сервитут может быть сохранен в ситуациях перехода прав на участок, обремененный данным сервитутом, к иному человеку. Но он не может являться самостоятельным предметом купли-продажи, залога, а также его невозможно передать определенным методом лицу, которое не является собственником недвижимого имущества, в целях обеспечения эксплуатации которого сервитут закреплен.

При классификации сервитутов в земельном праве по критерию заинтересованности субъекта, в интересах которого он установлен, выделяют частные и публичные сервитуты. Существует три вида интересов, которые закреплены в ст.23 ЗК РФ, в целях обеспечения которых устанавливается публичный сервитут. Речь идет об интересах государства, местного самоуправления либо местного населения.

Публичный сервитут может быть установлен, для того чтобы пройти или проехать через земельный участок; использовать земельный участок во время осуществления ремонтных работ коммунальных, инженерных, электрических или иных линий и сетей и объектов транспортной инфраструктуры; для того чтобы разместить на земельном участке межевые и геодезические знаки и подъездов к ним; для того чтобы осуществить дренажные работы на земельном участке; осуществить забор или изъятие водных ресурсов или установить водопой; для осуществления прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; осуществить сенокошение, выпас животных при согласованных условиях и сроках; использовать земельный участок для охоты и рыболовства; в целях временного использования участка для осуществления изыскательских работ; для того чтобы обеспечить свободный доступ к прибрежной полосе.

Особенности публичного сервитута

Среди прав собственника земельного участка, который обременен частным сервитутом – запросить соразмерную плату от лица, заинтересованного в сервитуте.

Замечание 2

Но стоит отметить, что соразмерность платы не определена ни в земельном, ни в гражданском законодательстве.

Также один из важных моментов, во время установления частного сервитута: плату может запросить только собственник земельного участка, хотя обременение сервитутом возможно как землевладельца, так и землепользователя. 

Существует ряд гарантий прав собственников земельных участков, землепользователей и землевладельцев. Они отражены в п.7 ст.23 ЗК РФ.

Среди них выделяется право при невозможности эксплуатации участка из-за установления публичного сервитута просить его изъятия за оплату, предусматривающую возмещение убытков органами государственной власти или местного самоуправления, которые установили сервитут или же предоставление равного по ценности земельного участка. Этот момент создает два вопроса.

Первое это то, что данный пункт говорит о том, землевладелец или землепользователь могут потребовать изъятие участка за выкуп.

Фактически эта процедура является одной из разновидностей изъятия земельного участка на государственные и муниципальные нужды, так как установление публичного сервитута возможно только для публично-государственных или муниципальных целей. Помимо этого ст. 49 ЗК РФ предполагает установление других оснований для изъятия участка федеральными законами.

Речь идет об ЗК РФ. Но в п.3 ст.55 ЗК РФ упоминается о выкупе земельного участка у собственника для осуществления государственных и муниципальных нужд. Другая процедура подразумевает прекращение прав владения и использования земельного участка.

Замечание 3

Это является достаточно логичным, если взять во внимание, что в качестве собственника земельного участка, который находится у гражданина или юридического лица на праве землевладения или землепользования выступает Российская Федерация, субъект РФ или орган местного самоуправления.

Второй вопрос заключается в трудностях, связанных с выполнением требования землепользователя или землевладельца о предоставлении одинакового по цене земельного участка, из-за того, что в п.1 и 2 ст.20 и п.1 ст.

21 ЗК РФ говорится о запрете на предоставление земельного участка на описанных ограниченных вещных правах. Поэтому данная норма подлежит ограничительному толкованию: согласно п.7 ст.

23 ЗК РФ исключительно собственник земельного участка может потребовать предоставление участка, для землепользователя и землевладельца же возможно только получения возмещения убытков.

Другой важной гарантией права собственника земельного участка является гарантия, отраженная в п.7 ст.23 ЗК РФ. Суть ее состоит в том, что если при установлении публичного сервитута начинаются существенные затруднения в эксплуатации земельного участка, то собственник может потребовать от органа, который установил сервитут выплату соразмерной платы.

Опиши задание

Замечание 4

Важно отметить, что в законе нет никаких замечаний касаемо существенных затруднений при частном сервитуте. Существенные затруднения имеют оценочный окрас и не имеют четкого определения относительно рассматриваемой картины в земельном и гражданском законодательстве.

П.1 ст. 451 ГК РФ указывает только на то, что существенные изменения обстоятельств, на которые опирались стороны во время заключения договора, в виде оснований для его изменения или расторжения, если иное не указано в договоре или не подразумевается в его содержании.

Также стоит отметить, что изменение обстоятельств имеет существенный характер, только при условии, что изменения имели настолько большое значение, что если бы стороны могли бы это предугадать, то вообще бы не заключали договор или же в него были бы внесены значительные изменения.

Но такая ситуация практически не применима к публичным сервитутам земельных участков из-за особенностей земельных отношений.

Особенности при установлении и прекращении действия публичного сервитута отражены в Законе «О приватизации». Так, решение об применение публичного сервитута можно принять одновременно с решением об условиях приватизации государственного или муниципального имущества.

Если есть данное решение, то публичный сервитут выступает в качестве существенного условия сделки приватизации.

Другая сторона данного Закона говорит о прекращении публичного сервитута или изменениях его условий при отсутствии государственной или общественной заинтересованности в нем, а также при ситуациях, когда невозможно или затруднительно использовать имущество по его прямому назначению. Об этом говорится в п.7 ст. 31.

Исходя из этого, можно увидеть, что в отличие от положений п.7 ст.

23 ЗК РФ, которые предусматривают право гражданина и юридического лица запросить изъятие у них участка за выкуп в ситуациях, когда не представляется возможным его использование, этот Закон действует согласно в обратной стратегии: предусматривает право запросить прекращение действия непосредственно самого публичного сервитута. Так как установление публичного сервитута в большинстве случаев служит для обеспечения работы коммуникаций, то реализация данной нормы на практике вызывает определенные затруднения.

Основываясь на п.2 ст.23 ЗК РФ, установить публичный сервитут можно во время общественных слушаний.

Замечание 5

Для градостроительного и экологического законодательства свойственно использовать такие понятия, как «публичное слушание» и «общественное обсуждение».

Но важно отметить, что использование публичных земельных сервитутов и осуществление градостроительной деятельности являются иными направлениями общественных отношений.

Поэтому механически применять к ним единую правовую конструкцию не является оправданным и правомерным действием.

Исходя из вышесказанного, можно применить данную процедуру относительно публичных сервитут или создать новую процедуру осуществления данных общественных слушаний, установить юридическую значимость их итогов.

Примеры рассмотрения дел об установлении публичного сервитута

Если не соблюдается процедура общественных слушаний, то это говорит об не установлении публичного сервитута. Юридическое значение отсутствия общественных слушаний, которые предшествуют установке публичного сервитута, из-за отсутствия нормативно-правового регулирования плана их реализации судебная практика неоднозначна. 

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 апреля 2003 г. №Л12-17236/02-С43 говорит, что основываясь на п.2 ст.23 ЗК РФ, установить публичный сервитут можно при учете итогов общественного слушания.

Это просьба не была удовлетворена ответчиком. Если нет определенного плана осуществления данных слушаний, то это не освобождает орган, который установил публичный сервитут, от получения определенным образом мнений общественности относительного данного вопроса.

Материалы дела не содержат документы, которые подтверждают слова ответчика относительно вынесения им постановления в интересах местного населения и ряда предпринимателей, которые занимались торговой деятельностью на территории истца.

В итоге судом установление публичного сервитута признано лишенным законных оснований.

Арбитражный суд Волгоградской области 12 ноября 2003 г. в постановлении №Ф12-3209/03 содержит информацию о том, что администрация г.

Волгограда в виде органа, который принял оспариваемый акт, не предоставила доказательства, которые подтверждают установление публичного сервитута в целях обеспечения интереса государства, местному самоуправлению либо местному населению.

Помимо этого также нет доказательств, которые подтверждают, что публичный сервитут был установлен с учетом итогов общественных слушаний.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа 3 июня 2003 г. внес постановление №А12-10887/02-с6. Согласно данному постановлению, суд вынес решение, что в момент предъявления иска и рассмотрения дела план проведения общественных слушаний не был установлен.

Для того чтобы разрешить конфликтную ситуацию и соблюсти интересы граждан, которые являются представителями иных садоводческих товариществ, было принято решение установить публичный сервитут. Данное право предоставлено органам местного самоуправления.

Исходя из этого, установка публичного сервитута не нарушила справа и законные интересы СНТ «Газовик», а также не является противоречащим действующему законодательству.

Из этого можно сделать вывод, что отсутствие материалов общественных слушаний при разных ситуациях было принято судами в одной ситуации в качестве имеющего, а при другой – в качестве не имеющего юридической значимости обстоятельства для разрешения дела по существу. Скорее всего, данная ситуация будет длиться вплоть до принятия необходимых федеральных и региональных нормативно-правовых актов.

Замечание 6

Единый государственный реестр прав проводит государственную регистрацию сервитутов. Для этого необходимо заявление собственника недвижимости или человека, в пользу которого устанавливается сервитут, если последний имеет соглашение о сервитуте. После того как сервитут зарегистрирован в Едином государственном реестре прав, он вступает в силу.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/zemelnoe-pravo-rossii/servituty-zemelnyh-uchastkov/

Сервитут земельного участка – что это такое? Публичный и частный, порядок установления

Земельные сервитуты это

Земельный сервитут помогает регулировать отношения между владельцами соседних участков и позволяет намного эффективнее использовать ресурсы не только частным лицам, но и территориальным громадам и муниципальным единицам.

Что представляет собой сервитут?

Сервитут — это законное разрешение на его ограниченное использование сторонними людьми, у которых нет прав собственности на сам объект. Он оформляется по договоренности и обоюдному согласию обеих сторон.

Обладатель ограниченных прав на использование объекта, в пользу которого он был дан, имеет право беспрепятственно использовать смежный земельный участок в собственных целях. К примеру, его оформляют в случае, если землевладелец не имеет непосредственного доступа к своему участку или в случае, если инженерные коммуникации к его дому можно провести только по территории соседнего.

Также существуют и другие потребности землевладельцев, которые невозможно осуществить без использования смежных земель:

Оформление земельного сервитута – очень сложный и проблемный процесс, так многие злоупотребляют правами и нередко используют соседние участки без наличия соответствующих разрешений. Поэтому он должен оформляться при участии квалифицированных специалистов. Он не отнимает и не ограничивает права на её использование владельцем.

Также сервитут нельзя продавать, наследовать или передавать другому владельцу.

  1. Объект – это непосредственно сам земельный участок или капитальные постройки, на которые оформляется сервитут. Это могут быть земли, постройки, одно- или многоэтажные дома.

  2. Субъект – физическое или юридическое лицо, претендующее на право использования чужого земельного участка в собственных целях. Выступает инициатором создания земельного сервитута. Право требовать установление сервитута имеют только владельцы земли или капитальной постройки.

    Лица, арендующие землю, не могут быть субъектами сервитута.

Классификация по времени пользования

Согласно Земельного кодекса России, земельные сервитуты могут оформляться на разный термин:

  1. Срочный  — оформляется на определенный срок, что оговаривается обеими сторонами, и не может превышать термин, на который эти земли зарезервированы. Как правило, он устанавливается для проведения временных манипуляций: на период строительства, транспортировки имущества или подведения дороги. По завершении необходимых процедур, право на использование земли снимается.
  2. Постоянный — при оформлении  не устанавливаются временные рамки, и он действует до тех пор, пока субъект сервитута не нарушит права на использование земли. Поводом для него может послужить необходимость проведение линий коммуникаций через смежные участки, разрешение на проход через участок (если нет возможности обходных путей), или разрешение на проезд (если нет  открытого доступа к дороге).

Разновидности

За процедурой установления и в зависимости от интересов, преследуемых его субъектом, он может быть двух видов:

  1. Частный – оформляется по обоюдному согласию между двумя частными лицами для удовлетворения личных интересов землевладельцев.
  2. Публичный – оформляется для удовлетворения гражданских интересов: государства, территориальных органов управления или для удовлетворения потребностей населения административно-территориальных единиц:
    • Обеспечение свободного допуска и подхода к своему участку.
    • Для публичного использования земель.
    • Для выпасывания скота на землях сельскохозяйственного назначения или его прогона по смежным участкам;
    • Для организации изыскательных работ.
    • Для осушения земель.
    • Пользование земельным участком для проведения ремонта или строительства коммунальных, инженерных или других коммуникационных линий.
    • Для скашивания сена и использования в целях рыболовства и охоты.
    • Для установки геодезических знаков и марок.

Публичные сервитуты бывают городскими, лесными и водными. В городском субъектом выступают жители города, для благ которых необходимо использование частных земель. Лесной устанавливается для пользования чужими лесными массивами в сельскохозяйственных целях. Водный являет собой возможность ограниченного использования водных ресурсов для сельскохозяйственных и других целей.

Причины возникновения

Как правило, необходимость в нём возникает в том случае, если землевладельцу необходимо поместить свое имущество в пределах чужой земли. Для разрешения на установку своего объекта на чужом участке и для получения прав на его эксплуатацию необходимо установить письменное соглашение с владельцем земель или капитальных построек.

Существует ряд причин, на которые могут ссылаться субъекты, требующие его законного установления:

  1. Использование другой земли необходимо, вне зависимости от желания собственника.
  2. Он используется незаконно и бесконтрольно. В таком случае сервитут помогает регулировать земельные отношения между владельцами.
  3. Землевладелец получает дискомфорт или даже материальный ущерб от бесконтрольного использования его участка другими лицами.
  4. Владелец права на землю получает плату за использование его участка другими лицами, в установленном контрактом размере.

Условия возникновения права

Поводом для запроса на сервитут может быть один из пунктов списка, приведенного ниже:

  1. Необходимость обеспечения свободного прохода к береговой линии, публичным местам или объектам коммуникации.
  2. Проведение ремонтных работ на объектах государственной собственности.
  3. Подведение линий коммуникации или проведение водо-, газо- или электропроводки.
  4. Водоотведение и осушение земель.
  5. Использование водных объектов или лесных массивов, размещенных на земельном участке;
  6. Использование земель в сельскохозяйственных целях: выращивание культур, прогон и выпасание скота; рыболовство и разведение рыбы; охота.
  7. В целях проведения на участке исследовательских работ.

При наличии одного или нескольких условий из этого списка, физическое или юридическое лицо имеет право подать заявление на установление земельного сервитута.

Порядок заключения: поэтапный процесс

Есть множество поводов для заключения договора об ограниченном использовании земельного участка. Прежде чем приступать к оформлению документов следует разобраться: публичный или частный. В зависимости от этого существуют две разные процедуры установления:

  1. Частный оформляют в три основных этапа в приведенном ниже порядке:
    • Владельцу направляется письменное предложение об оформлении разрешения на использование участка от субъекта сервитута. От инициатора должна поступить вся необходимая информация с указанием причин и обоснования необходимости установления сервитута.
    • Если обе стороны согласны, заключается договор об установлении сервитута. В случае отказа землевладельца – инициатор подает обращение в судебную инстанцию с наведением своих аргументов в пользу открытия разрешения на пользование чужим участком.
    • После решения всех организационных проблем, обе стороны приступают непосредственно к оформлению документов и их регистрации в территориальных органах государственного реестра.
  2. Установление публичного – более сложный процесс, состоящий из пяти этапов:
    • Инициатор подает заявление в государственный орган, которому предстоит принять решение об установлении разрешения. Владелец, чьи земли будут подвержены публичному использованию, получает об этом уведомление после проведения публичного слушания.
    • Если владельца не устраивают условия, или он считает их слишком обременительными, он может оспаривать решение о его создании в судебном порядке. Также землевладелец может требовать изъятия его земель или их выкупа. Если он наносит владельцу материальный ущерб, он должен получать плату за пользование его имуществом.
    • Для удовлетворения всех этих запросов, землевладелец должен подать заявление, в котором будут четко указаны все требования с полным подсчетом суммы моральной и материальной компенсации.
    • Если введение его ограничивает возможности использования участка или снижает их прибыльность, землевладелец может подать заявление с требованием возмещения убытков в связи с ограниченным использованием земель.
    • После оформления всей необходимой документации и решения организационных вопросов, запрос подается на рассмотрение. Решение принимается в течение месяца.
    • В случае принятия положительного решения, проходит регистрация сервитута в госреестре, после чего он вступает в силу.

Случаи прекращения действия

Собственник может потребовать прекращения его действия в случае, если его субъект злоупотребляет своим правом или нарушает условия пользования участком. Договор может быть расторгнут в том случае, если нарушается целевое назначение земель.

Поводом для досрочного прекращения могут быть такие случаи:

  1. Ликвидация или разрушение объекта: снос зданий, обвал дорожных путей, поломка инженерных коммуникаций, высыхание водных объектов или гибель сельскохозяйственных культур.
  2. Перевод объекта в пользование муниципальных или государственных потребностей.
  3. Выкуп участка или недвижимого имущества инициатором, в пользу которого было принято решение.
  4. Отказ сервитутария от права использования объекта земельного сервитута.
  5. Расторжение обеими сторонами.
  6. Отмена решения, принятого уполномоченными органами управления.
  7. Гибель землевладельца или субъекта.
  8. Также действие прекращается по истечении срока его действия.

Также его действие прекращается по истечению срока.

Срок действия и стоимость

Срок действия зависит от того, какого он вида: срочного или постоянного. При заключении договора на срочный устанавливаются временные рамки и ограничения на использование землей или недвижимостью. Термины оговариваются обеими сторонами и зависят от потребностей и целей субъекта сервитута.

Постоянный устанавливается на неограниченный период и действует до расторжения или прекращения действия.

Стоимость вычисляется по кадастровой стоимости участка и равна 0.01 процента от его кадастровой цены за каждый год действия.

Эта формула применяется только в том случае, если договором между сторонами не оговорена другая сумма. Величина платы за пользование землёй устанавливается независимыми оценщиками либо вычисляется как разница между рыночной стоимостью земельного участка или недвижимости до и после установления сервитута.

Размер платы распределяется пропорционально площади земли и является независимой величиной, на которую никоем образом не влияет смена землевладельца или условия использования земель.

Оспаривание суммы компенсации за ущерб, нанесенный землевладельцу вследствие эксплуатации земли сторонними лицами, проходит в судебном порядке.

Также землевладелец может потребовать от инициатора материальную компенсацию за неполученный доход, который был упущен из-за невозможности использования земельных ресурсов в полной мере. Расчет вычисляется как разница между прибылью от предпринимательской деятельности с использованием земель до установления сервитута и после вступления его в силу.

Прибыль землевладельца являет собой разницу между доходом от земли и выплатами за неё.

Источник: https://homeurist.com/nedvizhimost/zemlya/servitut.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.